Экономя время классных занятий и создавая искусственную языковую атмосферу вне класса, планомерная самостоятельная работа с пособиями по трансмиссии существенно повышает общую эффективность обучения, что было уже доказано на практике. Разумеется, для самостоятельной устной работы должны быть созданы соответствующие технические возможности.
Создание полноценных автономных систем самообучения трансмиссивным ВКД в силу указанных выше причин представляется более проблематичным, чем для рецептивных, где эта задача принципиально вполне разрешима уже сейчас. Однако и здесь имеются определенные возможности, реализуемые пока только в порядке эксперимента. Дело в том, что взрослые учащиеся, для которых и предназначены автономные системы самообучения, обладают ценной способностью «доучивания» языку путем практики в коммуникативной деятельности, как рецептивной, так и продуктивной. Взрослого обучаемого можно уподобить кибернетической машине, которая, начиная от определенного уровня своих знаний, приобретает способность к самоусовершенствованию или самообучению в ходе своей деятельности. На достижение этого базисного уровня уже можно рассчитывать при разработке автономных систем самообучения говорению и письму, причем успех будет зависеть, с одной стороны, от дальнейшей коммуникативной практики обучаемого, а с другой — от его индивидуальных данных.
Поскольку обучение трансмиссивным ВКД (говорению, слушанию) всегда базируется на освоении соответствующих рецептивных ВКД (слушания, чтения про себя) и сопровождается им, самоучитель письма должен включать упражнения в чтении; что же касается самообучения говорению, то его целесообразно осуществлять при помощи общего самоучителя устной речи, в котором инкорпорированы упражнения в говорении и слушании.
На успех в самообучении трансмиссивным ВКД можно рассчитывать лишь при постановке узких коммуникативных целей, например: обучение коммерческой переписке или овладение говорением в объеме, необходимом для туриста; для научного работника какой-либо конкретной специальности; для лица, обслуживающего иностранных туристов, и т. д. Только узконаправленные системы самообучения могут быть эффективными, ибо здесь ограниченность языкового материала отчасти компенсирует трудности, присущие, самостоятельному усвоению техники передачи языковых сообщений.
В случае, если самообучение говорению начинается от нуля, весьма желательно периодическое проведение хотя бы нескольких консультаций с преподавателем, главным образом с целью корректировки произношения.
В силу ряда очевидных причин самообучение письменным ВКД представляет в общем значительно меньше трудностей, чем самообучение говорению — слушанию, а с наиболее сложными проблемами мы сталкиваемся при организации самообучения или элементов самообучения говорению.
Рассмотрим в заключение некоторые структурные особенности устных упражнений, предназначенных для самостоятельного выполнения.
Упражнения в говорении могут выполняться самостоятельно только при помощи магнитофонных записей (значительно менее удобны грампластинки). Часть звуковых упражнений снабжается печатным приложением, в котором могут содержаться комментарии, пояснения, схемы, картинки и письменные эквиваленты знаков-стимулов.