Трудности самообучения трансмиссивным (продуктивным) ВКД очевидны: поскольку упражнения в трансмиссии всегда сводятся к вербальной (устной или письменной) реакции обучаемого на различные стимулы, необходимо не только оценить общую правильность — неправильность этой реакции, но и установить конкретные ошибки в отдельных аспектах продуцированного материала, а также «диагностировать» их причины и назначить соответствующее «лечение».
Все эти функции в целом — хорошо ли, плохо ли — способен выполнить только педагог, на которого возлагается и ряд других миссий. Создание машины, которая могла бы заменить преподавателя даже только в указанных выше контрольно-корректировочных функциях, представляется неосуществимым не только в настоящее время, но и в обозримом будущем.
При организации самообучения или элементов самообучения трансмиссивным ВКД (говорению, письму, а также переводу на изучаемый язык) мы можем полагаться только на простейший способ самопроверки и самокоррекции — сличение обучаемым продуцированного им языкового материала (знаков или незначащих элементов и их групп) с эталоном (звуковым для устных упражнений, графическим — для письменных), который органически входит в состав упражнений в виде ключа. Эффективность такого сличения отчасти зависит от индивидуальных способностей и подготовки обучаемого: так, сличая продуцированный материал с эталоном в аспекте произношения, один учащийся может и не заметить никаких расхождений, тогда как другой обнаружит таковые. Если же отклонение (произносительная ошибка) установлено, то исправление ошибки также будет зависеть от имитативных способностей учащегося. Операция сличения с эталоном значительно более эффективна для установления ошибок в употреблении готовых знаков и моделей.
Но если даже обучаемый установил свою ошибку и исправил ее путем простого повторения эталона, этого будет, как правило, недостаточно для радикального устранения соответствующего дефекта коммуникатора. Здесь мы можем рассчитывать только на массовость однотипных упражнений, а в случае, если речь идет об элементах самообучения в рамках регулярного обучения языку (например, в условиях школы),— на соответствующие действия преподавателя, который должен контролировать выполнение домашних заданий (устных и письменных), систематизировать обнаруженные ошибки и планомерно их «лечить».
Самообучение трансмиссивным ВКД затрудняется также и тем, что эталоны или ключи, на которых целиком базируется самопроверка и самокоррекция, могут быть заданы лишь для тех упражнений, которые имеют только одно правильное решение, т. е. допускают однозначную вербальную реакцию обучаемого. Очевидно, что ключи не могут быть даны для всех синтетических упражнений, где учащийся может использовать целый ассортимент готовых знаков и моделей. Но это же относится к ряду тренировочных упражнений — к большей части творческих, а также к некоторым переводным и конструирующим, имеющим неоднозначные решения. Неоднозначность решения характеризует трансмиссивные упражнения в отличие от рецептивных, где отсутствует неоднозначная операция выбора.
Несмотря на все эти трудности и ограничения, применение элементов самообучения говорению и письму в виде систем упражнений с ключами, пояснениями и наглядными пособиями следует признать желательным для любой системы обучения иностранному языку, в том числе и в средней школе.