Овладение рецепцией (слушанием, чтением про себя) неизмеримо легче овладения соответствующими продуктивными ВКД (говорением, письмом) в том же объеме знаков и моделей. Следует добавить, что для многих коммуникативных целей обучения освоение рецептивных ВКД, и прежде всего быстрого чтения про себя, гораздо актуальнее овладения трансмиссией.
Естественно поэтому, что создание систем и внедрение элементов самообучения языкам надо начинать именно с рецептивных видов коммуникативной деятельности.
Элементы самообучения должны присутствовать в любой системе обучения иностранному языку, если она претендует на эффективность. Если учащийся не имеет возможности или стимула к регулярному самостоятельному выполнению значительной части (на продвинутых же стадиях практически всех) упражнений в чтении, го не следует рассчитывать на заметные успехи в этой области, ибо урочное время наверняка будет недостаточным для этой цели, тем более что его целесообразно посвящать работе над устными ВКД. Для внедрения элементов самообучения чтению требуется рациональный учебник или компонент общего учебника с адекватной системой тренировочных и синтетических упражнений. При отсутствии такового может быть использован любой набор приближенно градуированных по трудности текстов, а на продвинутых стадиях — оригинальные тексты в виде романов, газет и т. п., читаемые со словарем.
Сложнее обстоит дело с элементами самообучения слушанию, так как это требует самостоятельного использования звуковоспроизводящей аппаратуры (магнитофон, граммофон) при наличии адекватной системы звуковых учебных материалов. Выше уже отмечалось, что такие возможности должны наличествовать в любом высшем учебном заведении, где преподаются иностранные языки.
В зависимости от конкретных условий обучения (технические возможности, наличие учебников и пособий, возраст учащихся) преподаватель в большей или меньшей степени переключает овладение рецептивными ВКД на самообучение. От него требуется:
1. Составление текстовых и звуковых упражнений (в случае, если требуемые упражнения отсутствуют в учебнике) или соответствующая обработка упражнений из учебника.
2. Организация контрольных упражнений.
3. Регистрация ошибок, допущенных при выполнении упражнений, их «диагностирование» и «лечение» дополнительными упражнениями.
В настоящее время представляется возможным реализовать полное самообучение взрослых рецептивным ВКД — не только чтению про себя, но и слушанию. Для этого, конечно, необходимо создать серию разноцелевых текстовых и звуковых самоучителей.
Выясним, в какой мере описанные выше упражнения в рецептивных ВКД могут быть использованы для самостоятельного выполнения или в системе самообучения и какие видоизменения могут для этого потребоваться.
1. Все упражнения для самостоятельного выполнения должны быть снабжены исчерпывающим описанием сути упражнения — его стимула и требуемой реакции. В ряде случаев необходимо указать языковое явление (элемент, знак, модель), отрабатываемое в данном упражнении. В случае, если реакция является вербальной (устной или письменной), должен быть дан образец выполнения.
2. Если признано, что вводимое явление нуждается в комментариях, желательно, чтобы таковые сопутствовали материалу упражнений (с соответствующими таблицами, схемами и т. п.).
3. Главный (вербальный) стимул не требует каких-либо видоизменений в условиях самообучения. Дополнительный (наглядно-ситуативный) стимул может быть реализован при помощи картинок, содержащихся в тексте или раздаваемых учащимся. Весьма желательно создание возможности использовать при самостоятельной работе компактную установку для проецирования учебных диа- или кинофильмов.