4. Наибольшую трудность для самообучения составляет организация самопроверки и самокоррекции при выполнении упражнений и их элементов. Именно этот аспект вместе с расчленением учебной работы на достаточно мелкие «шаги», каковыми в известной мере являются приведенные выше упражнения, и составляет сущность программированного обучения.
Специфика рецептивных упражнений заключается в том, что в значительной части они не требуют вообще никакой реакции обучаемого, т. е. состоят в простом прослушивании или чтении про себя материала упражнений (упражнения с нулевой реакцией). Упражнения такого рода полностью отвечают условиям самообучения и не требуют какой-либо адаптации.
Упражнения, предусматривающие ненулевую реакцию, должны быть составлены в форме, допускающей самокоррекцию.
Вербальная реакция на иностранном языке (редкая для рецептивных упражнений), имеющая форму перефразировки, ответа на вопросы или изложения (устного или письменного) прослушанного или прочитанного материала, как правило, неприменима для самостоятельного выполнения, ибо эта реакция почти никогда не бывает однозначной, что исключает возможность самокоррекции и может привести лишь к умножению ошибок в трансмиссии.
Если вербальная реакция имеет форму повторения звука или знака, то звуковое упражнение должно быть паузированным.
Вербальная реакция на родном языке в виде перевода на этот язык предпочтительно должна иметь письменную форму, чтобы учащийся мог сличить свой ответ с правильным выполнением (ключом).
Реакция действием для самостоятельного выполнения не подходит.
Упражнения, состоящие в группировке однотипных или контрастируемых явлений, выполняются письменно и проверяются по ключам.
Прочие упражнения сводятся к операции выбора из альтернативных возможностей. Самоконтроль и самокоррекция осуществляются при помощи звуковых или письменных ключей. Следует отметить, что операция выбора поддается машинизации, поскольку альтернативы могут быть маркированы (например, цифрами) и реакция сведена к нажиму кнопки или набору цифры. Если бы удалось все виды реакции понимания свести к операции выбора, это открыло бы возможности для создания полноценных обучающих машин, которые, однако, могли бы обучать только рецептивным видам коммуникативной деятельности.
Отметим некоторые особенности возможных самоучителей рецептивным ВКД (чтение про себя, слушание), которые могут быть созданы для разных коммуникативных целей при обучении взрослых.
Самоучители чтения должны иметь вид текстовых пособий с небольшим звуковым приложением. Целесообразна ступенчатая структура самоучителя, если обучение начинается «от нуля»:
А. Начальный курс, имеющий целью выработку основных навыков чтения про себя в объеме знаков и моделей, наиболее употребительных в достаточно широком наборе сфер общения.
Б. Основной курс, с которого можно начинать обучение при наличии некоторой подготовки (например, после школьного обучения языку), обучающий чтению текстов желаемого содержания (научно-технических по разным специальностям, публицистических и т. д.). Один из вариантов основного курса может заложить основу способности читать литературно-художественные тексты, хотя полностью эта задача не может быть решена в рамках самоучителя.
Текстовая (главная) часть самоучителя чтения будет содержать всю систему тренировочных и синтетических упражнений (объем последних должен быть достаточно большим), ключи к части упражнений, необходимые пояснения и комментарии, наглядные пособия в виде рисунков, схем, таблиц и т. п., вокабуляры, словари, списки вводимых знаков и моделей, грамматический справочник.
Напомним, что номенклатура и последовательность введения языкового материала определяются целым рядом соображений, и прежде всего лингвостатистическим анализом знакового продукта той сферы письменного общения, в которую должен быть включен обучаемый.