Должное внимание следует уделить созданию требуемой сети абсолютных и реляционных ассоциаций запечатлеваемых знаков, или, иначе говоря, выработке их маркированности внеязыковыми и внутриязыковыми факторами).
Маркирование знакового отпечатка внеязыковыми факторами (например, фактором отношений между трансмиссором и реципиентом) осуществляется путем повторной рецепции знака в сообщениях в одинаковых (типовых) коммуникативных условиях.
Типовые коммуникативные условия воссоздаются как реальные, имитируемые или репрезентируемые средствами наглядности. При создании всех видов абсолютной маркированности полезны комментарии преподавателя или учебника.
Реляционные (межзнаковые) ассоциации отпечатков, необходимые для функционирования знакодешифрующих моделей, во многом создаются сами по себе в ходе рецепции сообщений, в которых фигурируют знаки, обнаруживающие однородные формально-семантические или семантические свойства. Однако процесс формирования реляционных ассоциаций может и должен быть значительно ускорен путем упражнений, в которых осуществлялось бы искусственное сгущение знаков, принадлежащих к одному знакотипу, а также противопоставление групп знаков, относящихся к двум разным зиакотипам.
Отработка формы и значения знака включает два аспекта: отработка абсолютных параметров формы и значения и отработка их реляционных характеристик. О том, как решается первая задача, мы уже говорили. Второй аспект усвоения знака обеспечивается при помощи контрастных и уподобляющих упражнений. К первым относится, например, рецепция и реакция различения «минимальных пар», т. е. знаков, максимально близких по форме, различающихся на одну фонему, тонему или интонему. Такая же работа может проводиться для минимальных семантических пар, т. е. синонимичных знаков, различающихся на один аспект значения (сему). С другой стороны, знаки могут группироваться и по признакам сходства: такова рецепция знаков, относящихся к одному знакотипу (однотипных парадигматических форм разных лексем, всех членов парадигмы слова, значений многозначных форм и т. д.). Здесь возможны самые разнообразные упражнения.
Для отработки оператора сличения требуются упражнения по рецепции R-знаков в составе сообщений при постепенном возрастании темпа рецепции, который для звуковой коммуникации полностью задается темпом продуцирования, а для чтения — заданной быстротой выполнения операции сличения над определенным отрезком текста. Большую роль здесь играет контроль правильности сличения (идентификации знака по отпечатку).
Ассоциации между эквивалентными звуковыми и графическими знаковыми отпечатками создаются путем прямого сопоставления соответствующих знаков, а также при помощи упражнений в перекодировке.
Перечислим теперь некоторые типы R-упражнений, которые могут быть использованы для реализации описанных выше учебных задач. В этих упражнениях вводимые знаки, если они не употребляются по отдельности, должны фигурировать в уже усвоенных ранее знакодешифрующих моделях старших уровней. Нередко практикуемое в существующих учебниках одновременное введение знаков и моделей противоречит принципу одной трудности и препятствует эффективному усвоению нового материала.