В отличие от учебной задачи, рассмотренной в предыдущем параграфе, образование знаковых отпечатков и оператора сличения для них не ограничивается начальным этапом обучения, а распространяется на весь его период. Поэтому описываемые ниже виды упражнений входят в качестве составной части в любой отрезок обучения иностранному языку.
Сформулированная в заголовке параграфа задача имеет четыре аспекта:
1. Запечатление в памяти образов звуковых или графических знаков и установление их абсолютной ассоциации со значениями.
2. Создание разных видов маркированности знаковых отпечатков.
3. Отработка оператора сличения для знаковых отпечатков (навык опознания знака в знаковом продукте).
4. Установление ассоциаций между звуковыми и графическими отпечатками.
Едва ли можно четко разграничить упражнения по этим четырем аспектам, ибо во многих видах учебной работы частные задачи будут совмещаться. Тем не менее автор учебника и преподаватель должны помнить о необходимости решения всех указанных задач в ходе обучения рецепции.
Обсудим основные пути формирования системы знаковых R-отпечатков в четырех указанных выше аспектах.
Поскольку любой знак, подлежащий усвоению в трансмиссии, должен быть предварительно усвоен рецептивно, в рецепции приходится усваивать не только недешифруемые знаки, к которым относится, помимо многих слов-значений, также некоторое количество идиом, но и большое количество дешифруемых знаков, среди которых преобладают синтагмы. Все же основная часть упражнений должна быть посвящена отработке собственно рецептивных, т. е. недешифруемых знаков.
Вводимые сложные знаки (как недешифруемые, так и дешифруемые) должны представать перед обучаемым как таковые, т. е. не только как знаковое целое, но и в расчленении на компоненты, каковыми обычно являются словоформы. Это расчленение уже выполнено в письменном знаковом продукте, но в звуковом языке его приходится осуществлять учителю, который разлагает сложный знак лишь для того, чтобы вновь его синтезировать. При введении идиом целесообразно объяснять их мотивацию, если это возможно.
Создание прочного отпечатка формы знака в виде цепочки фонем или графем, на которую наложены супрасегментные сигналы, обеспечивается прежде всего многократной рецепцией достаточно четко переданного знака в составе сообщения, другого сложного знака и по отдельности. Этот процесс убыстряется искусственным повышением частотности знака в учебном материале. Кроме того, полезно практиковать физическую реализацию знака (произнесение, написание) обучаемым, в случае если это допускается программной последовательностью обучения. Это уже будет компонентом продуктивного усвоения знака, но, однако, отнюдь не полноценным его овладением в трансмиссии, которое может последовать позднее или вообще не иметь места в обучении.
Одновременно с запечатлением формы осуществляется семантизация вводимых знаков, т. е. раскрытие и запечатление в памяти обучаемого значения знака вместе с его формой (создание главной абсолютной ассоциации знакового отпечатка). Для дешифруемых знаков эта проблема решается проще всего — значение сложного знака выводится самим учащимся, если предварительно введены составляющие простые знаки и знакодешифрующая модель. Например, вводимая синтагма dark hair легко семантизируется учащимся по известным ему знакам dark и hair и модели атрибутивной синтагмы А+ N->Sa. Необходимо лишь удостовериться в правильности выполненной учащимся семантизации, а это проще всего сделать, предложив ему перевести знак на родной язык или перефразировать его на иностранном (например, the hair which is dark, of dark colour). Таким образом можно поступать при семантизации дешифруемых слов-значений типа unnecessary. Разумеется, для этого предварительно (на каких-то других знаках той же структуры) должна быть введена дешифрующая модель.