Книга для учителя является одним из обязательных компонентов подсистемы «средства обучения». Однако вопрос о принципах построения такого пособия или хотя бы о требованиях к нему до сих пор специально не ставился.
Если учебник призван организовать деятельность учащихся, то книга для учителя призвана организовать деятельность учителя, а через него и деятельность учащихся. Для того чтобы книга для учителя могла успешно осуществлять присущую ей функцию управления, она должна быть построена в соответствии с научно обоснованными положениями, Поскольку в плане теории этот вопрос не ставился ни у нас, ни за рубежом, мы позволим высказать лишь некоторые предварительные соображения, которые появились в ходе анализа практики преподавания с использованием книг для учителя различных авторов к различным учебникам и опытной проверки книг для учителя к учебникам по английскому языку для V-X классов.
Анализируя содержание учебника, мы пришли к выводу, что не вся система обучения может быть в нем представлена. В современном учебном комплексе насчитывается шесть и более компонентов, не считая учебника: диафильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, грампластинки, грамматические таблицы, раздаточный материал, фланелеграф (или магнитная доска), книга для чтения. При таком положении, когда не все упражнения есть в учебнике и различные упражнения должны выполняться с помощью разнообразных средств обучения, необходимо дать в руки учителю такое пособие, в котором были бы представлены все упражнения в нужной последовательности и названы те средства обучения, с помощью которых они должны выполняться. Таким координирующим и направляющим пособием и является книга для учителя.
Так как книга для учителя призвана обеспечить наиболее эффективное руководство учителем по управлению учебной деятельностью учащихся, то совершенно очевидно, что она прежде всего должна вооружить учителя четким представлением о методической концепции авторов учебников. Только тогда учитель сможет правильно направлять учеников, если ему самому будут известны и понятны исходные методические положения авторов. В связи с этим представляется целесообразным деление книги для учителя на две части. В первой будут изложены и обоснованы принципиальные методические положения авторов, на основе которых создавалась серия учебников и учебных пособий; конечные цели обучения в данном классе, что позволит учителю ясно представить, к чему он должен стремиться, какого уровня достичь в формировании навыков и развитии умений по различным видам речевой деятельности; новый для данного класса языковой материал, на котором: должны развиваться умения; основные методы-способы для достижения поставленных целей. В этой же части следует изложить точку зрения авторов на использование аудиовизуальных средств обучения (в том числе и технических средств обучения), а также на формы контроля и методику его проведения. В конце первой части целесообразно дать годовое планирование.
Во второй части книги для учителя преподаватель должен найти конкретные рекомендации по ведению урока. Приступая к подготовке к занятию, учителю необходимо иметь точное представление: о целях данного параграфа; о количестве занятий, в рамках которых эти цели должны быть реализованы; о темах (или теме) для развития устной речи; о новом языковом материале (лексике, структурах, грамматике), на котором будут развиваться умения в устной речи и чтении; об изученном языковом материале, который следует повторить; обо всех средствах обучения, которые необходимо будет привлечь.