Получив полное представление о том, над чем учащиеся будут работать в течение нескольких занятий, учитель может приступить к подготовке проведения конкретного занятия. Для этого он должен знать конкретную частную учебную задачу (или задачи, так как их может быть несколько), а также воспитательные задачи занятия; языковой материал, который ученики должны освоить или повторить; средства, которыми учитель и ученики должны пользоваться в процессе работы на уроке (например, учебник, грампластинка, таблицы). Если одним из средств обучения будет учебник, учитель должен знать, какие упражнения необходимо выполнить на данном занятии.
Получив полное представление о целях на ближайшую неделю (или две) и о задачах непосредственного занятия, а также о материале и пособиях, учитель знакомится с рекомендациями по непосредственному ведению урока. Поскольку книга для учителя не только составляет неразрывное единое целое с учебником, но и содержит значительную часть материала, которая адресована непосредственно ученику (устные подготовительные и речевые упражнения, которые должны выполняться без опоры на графическую наглядность), то рекомендации, которые в ней даются, должны быть представлены в последовательности, предусмотренной ходом самого урока. Кроме того, в книге для учителя предлагаются и способы выполнения упражнений. Подобная регламентация и унификация в работе имеют как свои положительные стороны, так и некоторые недостатки. К положительна моментам следует отнести полное ознакомление учителя с замыслами авторов, вооружение учителя не только материалом для работы, но и методами работы. Некоторая жесткость в управлении, которая наблюдается при таком построении книги для учителя, позволяет более объективно оценить работу учителя, с одной стороны, и достижения учащихся, с другой. Недостаток предложенной структуры книги для учителя можно усмотреть в том, что она ограничивает творчество учителя, лишает его возможности использовать свои, оправдавшие себя в практике способы и приемы обучения. Однако представляется, что целесообразнее иметь строго распланированное пособие, которое не только помогает учителю в его практической деятельности, но и повышает его общеобразовательный, научно-методический уровень, а также осуществляет «переподготовку учителя в свете новых требований, позволяет ему реализовать единство образовательных и воспитательных задач обучения, организует и дисциплинирует учителя». Следует отметить, что изучение и анализ практики школы, начиная с 1969 г., т. е. с выхода в свет первых учебников новой серии, показали, что квалифицированные, творчески работающие учителя, изучив методическую систему авторов, глубоко вникнув в нее, пользуются и своими способами и приемами, учитывая при этом состав класса, его подготовку и другие факторы. Однако, предлагая свои изменения или добавления, эти учителя не нарушают общей методической концепции авторов учебного комплекса. Книга для учителя, с одной стороны, помогает молодым, еще неопытным учителям повысить свой научно-методический и практический уровень, а с другой стороны, не сковывает инициативы передовых, опытных учителей.
Книга для учителя — это такое средство обучения, в котором представлена полная методическая система, т. е. даны все предлагаемые авторами упражнения для формирования навыков владения языковым материалом и развития всех указанных в программе видов речевой деятельности, дана последовательность подачи упражнений, а также указаны методы-способы, которые авторы рекомендуют учителю, и те аудиовизуальные пособия (включая технические средства обучения), которые должны прийти на помощь учителю.