Создание R-отпечатков элементов (фонем и графем) и установление основной корреляции между ними — первая (по времени) задача начального периода обучения языку. В случае, если этот период является чисто устным (при обучении детей младшего возраста), задача сводится к созданию отпечатков фонем и слогов.
Создание рецептивных отпечатков элементов должно сочетаться с развитием навыка их узнавания и различения как по отдельности, так и в составе знаков, т. е., иначе говоря, с формированием оператора сличения на уровне элементов.
Решение этих учебных задач не может быть оторвано от задач, описываемых в следующих параграфах, и прежде всего от создания рецептивных отпечатков знаков и знакодешифрующих моделей и соответствующих операторов. Очевидно, не следует доказывать, что попытка внедрения системы элементов вне всякого знакового и коммуникативного окружения и осмысления была бы противоестественной и не могла бы увенчаться успехом. Она была бы и неэкономной, ибо в распоряжении обучающего и учащегося никогда не бывает так много времени, чтобы можно было отложить начало работы по освоению знаков и моделей на более или менее длительный срок.
Поэтому как рецептивное, так и продуктивное усвоение системы элементов должно уже на самой ранней стадии сопровождаться усвоением определенной части программного списка знаков и моделей. При этом любые упражнения, применяемые для решения первой задачи, должны содержать в подавляющем большинстве коммуникативно полезные (для данной стадии обучения) и входящие в программу обучения знаки и модели. Надо признать, что реализация этого принципа потребует немалых усилий от составителей учебников: создать такой начальный учебник, в котором гармонически сочетались бы упражнения по рецептивному усвоению элементов, знаков и моделей, упражнения по продуктивному усвоению части этих единиц раздельно для устной и письменной форм коммуникации с установлением корреляции между ними,— это весьма трудная задача. Однако от ее решения зависит эффективность всего начального периода обучения языку, играющего особо важную роль в общем учебном процессе.
А. Звуковой язык
Умение опознавать и различать фонемы иностранного языка (в их позиционных вариантах) может быть развито сравнительно быстро, если не полагаться на стихийное самообучение, как это делалось до последнего времени, а применять специальную систему упражнений.
При рецептивном обучении системе фонем преследуются две главные цели: создание в мозгу обучаемого правильного звукового образа фонем (R-фонемы) и навыка опознавания акустических фонем (Р-фонемы) в знаковом продукте в их основных позиционных вариантах (аллофонах); создание навыка различения близких Р-фонем, различающихся по небольшому числу дифференциальных признаков.
Следует подчеркнуть, что решение второй задачи, достигаемое контрастными упражнениями, отнюдь не обеспечивает решения первой, которая, вообще говоря, более актуальна, ибо возможность смешения двух значащих фонем в «минимальных парах» возникает в коммуникации весьма редко.
Хотя, как указывалось выше, любая фонема должна появиться в рецепции (как R-фонема) раньше, чем в трансмиссии (как Т-фонема), нецелесообразно переходить к продуктивному усвоению фонем только после рецептивного овладения всей их системой. Для большинства фонем работа над их продуктивным усвоением может непосредственно следовать за овладением в рецепции. Однако для трудных (с точки зрения родного языка обучаемых) фонем опережение может быть более значительным и достигать нескольких уроков: английские фонемы целесообразно сначала прочно усвоить в рецепции (как в плане опознавания, так и в плане различения), а потом уже начинать их отработку в трансмиссии.