Цели обучения иностранному языку в общеобразовательной школе обусловливают и структуру грамматического минимума, в котором должны содержаться как явления, необходимые для выражения мыслей в устной форме и понимания устной речи на слух, так и явления, без усвоения которых невозможно понимание читаемого. Грамматические явления, необходимые для овладения чтением на иностранном языке, составляют пассивный грамматический минимум, формы и конструкции которого учащиеся должны усвоить для рецептивного владения речью.
В активный грамматический минимум входит гораздо меньшее количество грамматических явлений, так как в него включаются лишь явления, необходимые для выражения своих мыслей. Активный минимум составляет ядро школьного грамматического минимума. Он должен быть усвоен как репродуктивно, так и рецептивно, т. е. использоваться и в устной речи, и в чтении.
В качестве источников для отбора активного и пассивного грамматических минимумов используются записи образцов устной речи и тексты, в которых представлены разговорные и книжно-письменные стили речи. При этом следует учитывать особенности этих стилей речи и их взаимные связи. Книжно-письменная речь располагает большим количеством разнообразных грамматических форм, в ней более сложный синтаксис. В описаниях обычно широко распространены предложения-периоды с многочисленными придаточными и обособляемыми оборотами. В разговорной речи используется более узкий набор грамматических средств; в силу ее ситуативного характера широко представлены эллиптические предложения, в которых опускаются существенные структурные элементы, восполняемые ситуацией, мимикой. Однако в обоих видах речи преобладают общие грамматические явления. Известно, например, что форма Perfekt в немецком языке свойственна в основном диалогической речи, форма Imperfekt — описаниям. Поскольку, однако, в живом диалоге встречаются также и элементы описания, Imperfekt имеет довольно широкое распространение и в диалогической устной речи. Все грамматические явления языка мы можем условно разделить на: общие всем видам речи; присущие в основном одному виду речи, но иногда употребляемые и в другом стиле; закрепленные только за одним видом речи (относительно небольшая группа грамматических явлений).
Поскольку отбор грамматического минимума связан с лексическим материалом, то важным источником отбора является словарный минимум для средней школы. Включение грамматических форм и конструкций в. грамматический минимум производится на основе специальных принципов отбора. В соответствии со структурой грамматического минимума принципы отбора устанавливаются как для пассивной, так и для его активной части.
Анализ методической литературы по теории отбора и обобщение опыта отбора грамматического материала в программах и учебных пособиях дают возможность выявить принципы отбора грамматического материала, соответствующие особенностям методической системы грамматики. В настоящее время различаются общие принципы отбора для активного и пассивного минимумов и специальные принципы отбора отдельно для пассивного и активного минимума.
При отборе грамматического материала все принципы используются в совокупности. Одни из них являются ведущими, другие — дополнительными; одни принципы способствуют отбору грамматических явлений, другие — морфологических разновидностей или грамматических значений. Следует принимать во внимание также и то, что на разных этапах обучения языку роль отдельных принципов изменяется.
Принципы отбора пассивного грамматического минимума. В качестве основных принципов ограничения набора грамматических явлений пассивного минимума выступают принципы частотности и необходимости, которые используются комплексно.
Согласно принципу частотности, в учебный минимум пассивной грамматики входят только те явления данного иностранного языка, которые отмечены значительной частотностью употребления. Отбор явлений для чтения при этом производится в пределах стиля книжно-письменной речи. Соответственно, из минимума пассивной грамматики для обучения чтению исключаются явления, характерные только для стиля устной речи.