Для рассмотрения вопросов об отборе грамматического материала и создании грамматического минимума необходимо прежде всего уяснить различие между лингвистической системой грамматики и грамматикой учебной. Известно, что в лингвистике термин «грамматика» обозначает как сам строй языка, так и науку о строе языка. Нас в данном случае интересует первое. Строй языка составляют формы и конструкции, отвлеченные от всех видов речи. Определяющим признаком, на основе которого форма расценивается как грамматическая, является ее способность отражать отношения между словами и сочетаниями слов в предложении и между самими предложениями, в конечном счете отражающими отношения между предметами действительности. При этом объем лексического материала, обслуживаемого данной грамматической формой, может быть различным. В одних случаях по данному образцу изменяется большая группа слов, в других — меньшая.
Школьная, или учебная грамматика хотя и отражает грамматическую систему языка, но не стремится к возможно большей полноте осмысления, учитывая психологические закономерности процесса усвоения языкового материала и формирования навыков и умений. Поэтому и отбор материала, и способ его описания, определяемые прикладными учебными задачами, существенно отличаются от описаний, принятых в лингвистике. Описание явлений, подчиняющихся правилам, которые распространяются на большое количество слов, носит обобщенный характер. Усвоение единичного материала не может опираться на правила и в большей степени связано с нагрузкой на память. Поэтому между описанием грамматических форм, охватывающих большой лексический материал, и форм, не обслуживающих большое количество слов, существует значительное различие. В учебных описаниях грамматик граница между лексикой и грамматикой не совпадает с разграничением, принятым в лингвистике. В грамматический минимум включаются только грамматические формы, распространяющиеся на многочисленные группы слов. Формы, распространяющиеся на немногочисленные группы слов, остаются за пределами грамматического минимума; они примыкают к словарю, так как их усвоение происходит аналогично усвоению слов.
Поскольку включение грамматического явления в минимум зависит от того, на какой объем лексического материала он распространяется, объем грамматического материала зависит от объема и характера словаря. Это относится как ко всему периоду изучения языка в целом, так и к отдельным его этапам. Озвучивание в отличие от проговаривания выступает не только средством интериоризации языковых явлений, но и важным, а при обучении иностранному языку единственно надежным средством запечатления и фиксации языкового явления в сознании учащегося. Озвучивание требует интенсивного воспроизведения языковых явлений в строгом соответствии с образцом. Отклонения, а тем более парафраза здесь недопустимы. Если при усвоении умственного действия этап проговаривания описания занимает относительно малое время (обычно от трех-четырех повторений), то озвучивание явления должно проводиться достаточно интенсивно, пока не будет достигнуто совершенно свободное, автоматизированное воспроизведение этого явления.
Наиболее эффективное овладение грамматическими действиями на уровне автоматизма достигается при включении автоматизируемых операций и действий в речевые действия. Минимальным функциональным образованием, отвечающим этому условию, является фраза. Грамматической основой фразы выступает контур данного фразового стереотипа. Поэтому озвучивание грамматических явлений оказывается целесообразным проводить не в изолированном виде, а в процессе реализации данного фразового стереотипа на серии осмысленных структурно-однотипных фраз. При этом их структурная однотипность должна достаточно явно обнаруживаться.
При развитии продуктивных умений и навыков, когда отправным в грамматическом действии выступает смысл будущего высказывания, озвучивание стереотипных фразовых контуров в составе фраз целесообразно совмещать со стереотипностью речевых ситуаций. Например, ситуация указания на происходящее в данный момент может реализоваться на следующей серии фраз, отвечающих одному контуру фразового стереотипа, в котором автоматизируется форма. Например (Present Continuous): Look! Не is coming here.
Способ описания учебной грамматики отличается от лингвистической системы описания также своим конкретным характером, обусловленным ориентацией на определенные цели и условия обучения.