Признаки формы грамматического явления различаются по степени абстрактности их оформления. Так, признаки строевых слов, или аффиксальные признаки (и в первую очередь маркированные), оказываются для восприятия более опредмеченными, чем признаки соположения членов в распространенных предложениях. Наибольшие же трудности возникают у учащихся в связи с абстрактностью значений грамматических категорий. Даже в родном языке учащиеся, относительно легко определяя принадлежность глагольной формы к данному лицу, затрудняются при усвоении понятия категории лица. Такие же категории, как наклонение, модальность, в которых представлены абстракции более высоких уровней, зачастую учащимися вообще не усваиваются. Преподавателям поэтому следует проверять степень сформированности понятий в родном языке, прежде чем пытаться опереться на них при обучении иностранному языку. Часто учащиеся оперируют грамматическими терминами на вербальном уровне, без соотнесения их с достаточным набором дифференциальных признаков. Даже такие относительно несложные абстракции, как подлежащее и существительное, прилагательное и определение, различаются не всеми учащимися. При изучении родного языка этот недостаток не обнаруживается столь отчетливо. Обучение же иностранному языку требует четкого осознания этих понятий, четкого представления их содержания и формальных признаков.
По поводу использования грамматических понятий в обучении существуют различные мнения. Поскольку введение понятий связано с относительно сложными аналитическими операциями (вычленение признаков, их соотнесение и т. п.) и с введением соответствующей терминологии, иногда проявляется стремление обойтись в обучении без того или иного понятия за счет увеличения имитативных и интуитивных приемов обучения. Хотя общее стремление избавить курс от сложностей терминологии и неизбежной при введении понятий апелляции к теории следует признать оправданным, нельзя не учитывать той очевидной пользы, которую приносит усвоение понятий за счет содержащегося в них обобщения: оно может существенно облегчить процесс овладения языковыми явлениями. Важно при этом, чтобы отбор понятий для обучения ограничивался их практической значимостью.
Для овладения грамматическими операциями и действиями существенное значение имеет создание полной ориентировочной основы. Так, при обучении операции оформления глаголов 3-го лица ед. ч. простого настоящего времени (Present Indefinite) суффиксом -s/-es недостаточно представление этой формы в синтагматических рядах he gives, she gives, it gives, как это обычно имеет место. Полная ориентировочная основа требует еще и указания на корреляцию глагола-сказуемого с подлежащим; в плане продукции это можно сформулировать так: если подлежащее обозначает один предмет или лицо (the town, the school), то к основе глагола в форме настоящего времени прибавляют суффикс -s/-es. В рецептивном плане для создания полной ориентировочной основы необходимо указать на то, что глаголы в настоящем времени, оформленные суффиксом -s/-es, коррелируют с подлежащими-существительными, оформленными нулевым суффиксом (The first collective farm team fisches the lower pond). Только при создании такой основы возможно быстрое и эффективное овладение соответствующей грамматической операцией.