В лингвистике различают как бинарные оппозиции (Frau — Frauen), так и множественные (gehe — gehst — geht — gehen). Следует заметить, что каждая множественная оппозиция может быть сведена к бинарной (gehe — geht; gehe — gehen). В учебном процессе используется как бинарная, так и множественная репрезентация, хотя первой в эксплицитном виде, к сожалению, пользуются реже. Множественная репрезентация ведет к запечатлению целостных категориальных парадигм, что систематизирует формы и тем самым облегчает их запоминание и сохранение в памяти. Однако это кажущееся преимущество множественной парадигматической репрезентации имеет своим следствием весьма нежелательное явление неречевой связанности форм: учащийся при необходимости употребить данную форму (geht) должен затрачивать каждый раз дополнительные усилия для извлечения этой формы из парадигматического ряда (gehe, gehst, geht, usw), в то время как в норме данная форма функционирует в синтагматической ассоциативно воспроизводимой цепи (Der Zug geht).
При обучении следует различать следующие грамматические признаки:
- положительные и нулевые. В лингвистике положительные признаки принято называть маркированными, нулевые — отрицательными или немаркированными. Противопоставления форм shall come : will come выражают различие в лице. Оба члена этой оппозиции отличаются различающими их положительными признаками shall : will. В оппозиции work: worked второй член оформлен положительным признаком, первый — отрицательным, или нулевым (work). Благодаря противопоставленности отсутствие звучащего суффикса на конце слова оказывается значащим;
- омонимические. При овладении пассивной грамматикой омонимические признаки представляют особую трудность. Обучение различению омонимических признаков должно осуществляться на функциональной основе. Так, например, суффиксу -s в английском языке приписывается значение признака 3-го лица ед. ч. глагола, только если слово с суффиксом -s функционирует в качестве сказуемого (The agent books seats only on passengers' request). При этом следует предупреждать о наличии ложных признаков, которые представляют собой явления, вызванные случайным совпадением в положении звуков (букв) или слов, которые в действительности грамматическими показателями не выступают, Так, конечное «s» у существительного a lens входит в состав корня и суффиксом не является;
- коррелятивные. Ряд грамматических признаков являются независимыми: омонимы к ним отсутствуют, и они выступают достаточным основанием для опознания явления. При опознании морфологических форм в качестве коррелятивных выступают синтаксические признаки строя предложения. При корреляции признаков они различаются как достаточные (в том числе необходимые и вариативные) и дополнительные. Отправными при обучении выступают всегда признаки необходимые, которые в каждом случае сочетаются с соответствующими достаточными. Большинство признаков приобретает определенное значение только в корреляции, в соотнесенности с другими признаками.
При корреляции признаков один из них выступает определяющим. Ему приписывается более высокий ранг по отношению к остальным признакам данного комплекса. Остальные признаки интерпретируются в зависимости от признака старшего ранга. Так, при корреляции форм подлежащего и сказуемого признаку глагола приписывается старший ранг. Например, если в предложении The crew were ready глагол несет признак множественного числа, то этот признак является определяющим и для подлежащего crew, которое должно, соответственно, восприниматься как выражающее множественность (члены экипажа). Аналогичным образом признак артикля, местоимения-определителя и числительного имеет более высокий ранг, чем признак числа существительного (those data, this lens, three dozen, a species). При обучении признакам, которые при корреляции могут интерферировать (A series of experiments has been made), следует указать на тот, которому приписывается более высокий ранг.