Общий подход к выделению основных закономерностей обучения иностранным языкам.

Исследования по выделению единиц усвоения в отдельных видах учебной деятельности ведутся в последнее время в области психолингвистики, программированного обучения и алгоритмизации в обучении.

Невозможность уже сейчас опереться на такую систему расчлененных единиц усвоения, которые являются, по определению Л. С. Выготского, не отдельными элементами целого, а частями элементов целого, обладающих существенными свойствами целого и являющихся и далее неразложимыми живыми частями этого единства, заставляет нас остановиться на выделенных выше более крупных единицах, выступающих, как отмечалось, в качестве основных объектов предметных действий, т. е. в качестве основных конечных объектов усвоения на различных этапах учебной деятельности. Такими объектами усвоения правомерно считать упоминавшиеся выше единицы иноязычного материала разного уровня организации и соотносящиеся с ними действия реализации (действия оформления и оперирования).

Теперь необходимо с позиций лингвистического аспекта уточнить, какие конкретно единицы иноязычного материала можно рассматривать в качестве основных объектов учебной деятельности.

Представляется, что в качестве основных единиц выступают:

  • слово как единица лексического и морфологического уровня языка и некоторые правила оформления (фонетические, орфографические, словообразовательные);
  • словосочетание, отражающее закономерные, типовые связи слов;
  • типовое предложение (фраза) как материализованная модель основной единицы синтаксического уровня, как знаковый продукт формирования и формулирования мысли, как овеществленная схема реализации языка в речи и некоторые правила оформления (в частности, интонационные, структурно-семантические);
  • развернутый, связный текст в виде устного или письменного высказывания как реализация речи в речевой деятельности, как ее конечный продукт (в плане говорения и письма) и как основа для распознавания зрительно и на слух.

Внутри этих основных, в известной мере конечных единиц речевого материала можно выделить более дробные единицы (звуки, звукосочетания, буквы и т. п.), но они подчинены в структурном и функциональном плане выделенным выше единицам материала, а потому условно не рассматриваются в качестве основных ведущих объектов учебной деятельности. Отсюда отнюдь не следует, что этим единицам нет необходимости обучать, они рассматриваются в конечном итоге в составе более крупных единиц, хотя и могут выступать на каком-то этапе изолированно, как самостоятельные объекты изучения.

Если идти по пути дальнейшей конкретизации, то обучение иностранным языкам можно в первом приближении свести к следующему.

1. Обучение отдельным элементам знаковой системы единиц и правилам оперирования ими — словам, звукам, буквам, словоформам, некоторым связным словосочетаниям, фразам, не поддающимся или не подлежащим на данном этапе обучения расчленению (т. е. как бы приравниваемым к слову), и действиям их реализации (произнесению, написанию и т. п.) в целях накопления некоторого запаса первичных знаний и формирования элементарных умений и навыков в оперировании ими.

Следует заметить, что отсутствие достаточно расчлененных единиц усвоения на лексическом и фонетическом уровнях приводит к относительно большому удельному весу имитации при обучении произношению (хотя применительно к детям и в условиях школы это может иметь свои основания) и делает процесс обучения лексике наименее управляемым, ориентированным главным образом на работу памяти — произвольной и непроизвольной.

В этой связи нельзя не отметить, что на данном уровне учебной деятельности в настоящее время традиционно, наряду с объяснительно-иллюстративным и, реже, проблемным типом обучения, с неизбежностью присутствуют элементы догматического обучения: заучивание (пусть даже осмысленное) слов, словосочетаний, готовых фраз, и это вполне закономерно.

И. Бим

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее
ПТК Инвест-Путь - производство шпал деревянных и продажа МВСП Используется для объединения в единое целое элементов стрелочного перевода. Вся деревянная продукция категории МВСП изготавливается из отборной древесины хвойных пород (ель, пихта, сосна). Этот природный материал отличается повышенной упругостью, износостойкостью.
За малые деньги икеа псков предлагаем всем желающим.

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard