В нише одного из простенков — скульптурное изображение святого Марселя, попирающего дракона (копия; поврежденный оригинал находится в музее Клюни). Как рассказывает легенда, некое чудовище по ночам выползало из Сены и пожирало на кладбище трупы. Испуганные парижане просили заступничества у своего пастыря. Святой Марсель изображен в тот момент, когда он поражает посохом чудовище, выползающее из могилы.
Левый портал также обрамляют арки со знаками зодиака, которым соответствуют барельефы с изображением сезонных работ.
Эти сельские картины дополняет декоративный скульптурный орнамент, в котором впервые стилизованное изображение листьев аканта и привычные пальмы уступили место листьям шиповника, дуба или винограда.
Центральный портал собора украшают также барельефы с изображениями двенадцати добродетелей, которым соответствуют двенадцать пороков.
Дверные петли центрального фасада (копии, сделанные в мастерской Виоле-ле-Дюка) — ажурной, тонкой декоративной вязи. Если верить одной из средневековых легенд, их анонимный автор, прозванный Бискорнетом, или Двурогим, не сумел бы их выполнить, если бы ему не помогал сам дьявол.
Над порталами горизонтальной линией вытянулась Галерея царей со скульптурными изображениями двадцати восьми Царей Иудейских (копии — за образцы были взяты сохранившиеся скульптуры на соборах Шартра, Реймса и Амьена).
Над Галереей царей — скульптуры Богоматери и двух Ангелов, ореолом которым служит круглое окно-розетка (10 м в диаметре), тончайшей работы мастеров по камню и по цветному стеклу (копия, созданная в реставрационных мастерских Виоле-ле-Дюка). Реставраторами были проделаны сложнейшие предварительные исследования по искусству средневековых мастеров для восстановлении розетки в том виде, в каком она была в XIII веке, так как в 1741 году цветное стекло витражей собора было замшено прозрачным, одноцветным.
Когда-то Ангелы держали в руках подсвечники. Каждую Страстную пятницу две огромные свечи горели всю ночь, освещая центральный фасад.
Слева от скульптурного изображения Богоматери находилось помещение, предназначенное для звонаря. Справа — убежище всем, кто его искал. Достаточно было дотронуться до железного кольца при входе, чтобы сразу же стать «неприкосновенным» для преследователей.
Стрела собора (более 90 м), снесенная в 1793 году, была восстановлена в мастерских Виоле-ле-Дюка. У ее основания скульптурные изображения двенадцати апостолов. Полагают, что им были приданы черты реставраторов мастерской Виоле-ле-Дюка. Совершенно достоверно, что моделью ддя апостола Фомы, покровителя архитекторов, послужил сам Виоле-ле-Дюк.