До конца прошлого века рождественский вечер в Монако служил поводом для встречи всех членов семьи и совершения традиционного обряда оливковой ветви перед праздничным застольем. Перед тем как приступить к трапезе, самый молодой или пожилой из приглашенных обмакивал оливковую ветвь в стакан старого вина. Он подходил к камину, ярко разожженному сосновыми и лавровыми поленьями, и совершал этой веточкой крестное знамение, произнося молитву о добродетельной силе оливкового дерева. После чего каждый по очереди смачивал губы в вине и за праздничным ужином, где первым блюдом была огромная «треска по-провансальски» (треска по-монакски), гарниром к которой служили «испанский артишок» в белом соусе, «барбажюан» (дословно «дядя Хан»), фаршированные пончики и мучные лепешки — «фугасы», галетное печенье и хрустики, посыпанные анисовыми зернышками в сахаре и подкрашенными в красный и белый цвета, политые ромом и апельсиновым ликером. На стол, покрытый праздничной скатертью, клали круглый хлеб («пэн де наталь»), украшенный четырьмя орехами, выложенными в форме креста, и побегами оливкового дерева. От этого старого Рождества, кроме полуночной мессы в Кафедральном соборе, сейчас сохранились только «барбажюаны», мучные лепешки — «фугасы» и «пэн наталь», который можно еще встретить в некоторых булочных княжества.
Некоторые традиции монакцев сейчас временно забыты, но они до прошлого века свидетельствовали о религиозном духе и радости жизни жителей княжества:
- Праздник Святой Блэз — очень популярное событие у деревенских жителей. Крестьяне с равнины Лa Кондамин и соседних холмов, съезжавшие плотными вереницами ни спинах ослов, освящали семена будущего урожая вместе с несколькими горстями инжира, которые тогда набирались целительными свойствами, а отвар из них использовался для лечения ангины и гриппа.
- «Майские праздники»: с первого до последнего дня этого месяца, знаменующего расцвет весны, проходили праздничные хороводы вокруг установленного посредине Дворцовой площади, столба, увешанного цветами и красно-белыми лентами, символизирующими цвета Монако.
- Бал Пинята, организуемый в первое воскресенье Великого поста, берущий свое имя по названию котелка, который собирающаяся на праздник публика поочередно пыталась раздробить сильными ударами палки.
- «Ле чьяравию», или по-французски «шаривари» (шум): этот праздник заключался в исполнении самой нестройной серенады, которая звучала всю ночь под окнами молодоженов, если они совершенно не соответствовали друг другу.
- Карнавал, возрожденный более тридцати лет назад вместе со «Сьярату». Это веселое шествие с украшенными платформами, маскарадными костюмами, гигантскими головами, баталией с конфетти и балом под открытым небом в завершение праздника, проходит в разгаре лета к большому удовольствию туристов, желающих познать местные обычаи.
Эти и другие праздники сейчас пытается возродить Национальный комитет традиций Монако.