К VIII в. христианство вытеснило во Франции язычество; уже в начале первого тысячелетия в стране высилось немало соборов в романском стиле. Белый цвет храмов был символом чистоты помыслов их создателей.
Готический стиль впервые зародился во Франции около 1150 г. и представлял собой развитие романского стиля, с его высокими каменными сводами, узкими окнами и толстыми стенами из крупных тесаных камней, в сторону изящества и легкости, что выражало стремление духа верующих к небесам. Стали строить соборы с удлиненным силуэтом и с высокими стрельчатыми окнами. Кружевная изысканность готики сменила лаконичность романских форм, стрельчатая арка пришла на смену полукруглой римской. Шедевры нового стиля — соборы в Шартре, Реймсе и Амьене, их отличают огромные размеры, изобилие и роскошь деталей.
Основа готического стиля — внутренние столбы из пучков колонн, которые завершаются стрельчатыми арками. В готических сооружениях стены гораздо тоньше, чем в романских, и большую часть их занимают огромные окна. Из-за этой тонкости стен готический стиль не сразу был принят при строительстве замков, поскольку тогда они еще не потеряли значения крепостей. Первым зданием, построенным в готическом стиле, считается базилика королевского аббатства Сен-Дени (под Парижем).
Готические соборы остропирамидальны, их формы легки, тонки и удлиненны в вертикальном направлении. Это царство длинных и стройных пилястров, высоких пролетов, сближенных между собой остроконечных арок. При церкви, как правило, две башни по краям главного (западного) фасада. Многоэтажные порталы украшены скульптурами и большими круглыми витражами — «розами».
В XIV в. стремление строителей готических храмов сообщить зданиям устремленность ввысь и воздушность дошло до крайности. В это время в ажурной разделке оконных рам стали использовать криволинейные, изогнутые геометрические фигуры, из которых одна, господствующая, похожая на пламя свечи, дала позднее этому стилю название «пламенеющего». Образцом «пламенеющей» готики считают собор Нотр-Дам в Руане.
В конце XV в. в строительстве снова начали применять элементы античной архитектуры, и в XVI в., во времена Генриха II, получил развитие стиль Возрождения. Верхи порталов приняли полукруглую форму, аркады стали стрельчатыми, а окна — четырехугольными или крестообразными, снова появилась попу круглая форма арок.