Музей духов, носящий имя Фрагонара (Musee du parfum Fragonard) в Париже.

Этот небольшой музей духов, расположенный в том же помещении, что и парфюмерный магазин Фрагонара, неслучайно также носит имя Фрагонара, и также неслучайно в нем нет ни одной картины Жана Оноре Фрагонара, французского художника XVIII века. Ибо этот небольшой музей назван в честь его отца, Франсуа Фрагонара, перчаточника из города Грасса, где, впрочем, и родился знаменитый художник.

Во Франции, начиная с XVII века именно гильдия перчаточников получила право зниматься также производством духов. Город Грасс, что на Лазурном берегу, был, по определению братьев Гонкуров, «цветущим садом лавровых, апельсиновых, миндальных, гранатовых и прочих ароматических деревьев», необходимых для производства душистых эссенций и эфирных масел. Город стал также центром по дублению и выделке кожи, и мастера перчаточники, чтобы заглушить неприятный кожаный запах, начали использовать благоуханные отдушки. Одним из таких мастеров-парфюмеров и был Франсуа Фрагонар, что имя носит парижский Музей духов.

В самом начале музейной экспозиции воспроизведена фабрика в миниатюре, помогающая понять, каким же образом из всех этих миндальных, жасминовых, апельсиновых и прочих замечательных цветов получаются благоуханные масла и эссенции, необходимые для произведства духов. На стене керамический фриз скульптора Массье напоминает, что родина духов — Египет, где благовонные ароматы, необходимые для бальзамирования, называли испариной богов. Эти «божественные испарения» хранились в специальных флаконах. Один такой алебастровый флакон выставлен в музейной витрине рядом с другими античными флаконами, и, в частности, римским флаконом в форме двуликого бога Януса. В античный мир обычай пользоваться душистыми ароматами пришел с Востока, и ароматы стали употреблять не только женщины, но и мужчины. Оказывается, что даже мужественные римские воины часто под касками прятали душистые вещества!

Что касается женщин, то им доставляло и продолжает доставлять истинное удовольствие не только пользоваться духами, но еще и любоваться всевозможными флаконами и прочими парфюмерными банками-склянками на своих туалетных столиках. Чтобы показать, на что были похожи туалетные столики прошлых веков, в музее вывешено несколько картин, где они служат фоном жеманницам, примеряющим кольца или серьги. Баночки для душистых помад можно увидеть тут же на витрине. Если изначально они были круглой, напоминающей яблоко формы («яблоко» по-французски pomme, отсюда и слово «помада»), то со временем приобрели формы самые разнообразные. На витрине есть баночки для помады в виде грозди винограда, яйца и даже артиллерийского ядра. Когда-то их носили с собой повсюду, не только следуя моде или из кокетства, но и из гигиенических соображений, пытаясь уберечься от микробов. Для хранения душистых помад — "твердых духов"-существовали баночки, для жидких — флаконы. Фирмы же флаконов были еще более разнобразные, чем фирмы помадных баночек. На витрине, например, два английских флакона, один в виде лебедя, другой — кокетливой жеманницы. Иногда даже пробки от флаконов были в форме животных или персонажей.

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее


Разное:

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard