Моцарт в Париже. Улица Франсуа Мирон, 68 (Rue Francois Miron, 68).

В январе месяца 1764 года Моцарты были приглашены в парижский особняк маркизы де Помпадур (в настоящее время Елисейский дворец, резиденция президента Французской Республики). Они познакомились с ней еще в Версале, где провели две последние недели только что ушедшего 1763 года.

Знаменитая маркиза произвела большое впечатление на Леопольда Моцарта. Он нашел, что она и сейчас еще хороша, хотя маркизе был уже 43 года, возраст почтенный для того времени. По его описанию, это была высокая блондинка, хотя и полноватая, но очень хорошо сложенная. Он даже сравнил ее со своей зальцбургской знакомой, некоей Терезой Фрейзауф, что было несомненно лестно для знаменитой на всю Европу маркизы. К сожалению, Леопольд Моцарт не мог оценить прославленной и легкой походки маркизы: больная туберкулезом, кашляя кровью, она уже не могла вставать, ее переносили в креслах. В своих апартаментах в Версале, похожих на «настоящий рай», она слушала игру маленького Моцарта. После игры, как он часто это делал, Вольфганг подбежал к маркизе, чтобы она его поцеловала, но маркиза оттолкнула его легким жестом. «Кто она такая?... Ведь меня целовала сама императрица!» — возмутился мальчик. Отстранив миленького Моцарта, маркиза де Помпадур, может быть, тем самым спасла ему жизнь. Маркиза была смертельно больна, на последней стадии чахотки, болезни, как известно, заразной. Тогда, в Версале, Моцарты и были приглашены в парижский особняк маркизы де Помпадур.

Построенный архитектором Клодом де Молле для графа д'Евре, особняк был куплен мадам де Помпадур и по ее желанию перестроен архитектором Лассюрансом. Маленький Моцарт играл втак называемом Салоне муз, стены которого были украшены их изображениями. Салон украшали не только музы, но и портрет самой маркизы работы художника Ван Лоо, ее друга и учителя по мастерству гравюры ( маркиза была неплохим гравером). На самом почетном месте находился портрет короля Людовика XV, чьей «музой» и доверительным лицом была знаменитая маркиза.

Маленький Моцарт играл на клавесине «позолоченном, лакированном и разрисованным с большим искусством», по словам Леопольда Моцарта. Он заметил, что многие клавесины в Париже были покрыты так называемом «лаком Мартена» по имени его изобретателя Этьена Mapтена, «лакировщика Его Королевского Величества». Именно мадам де Помпадур ввела в моду предметы, покрытые лаком, и в то время Париж был наводнен всякою рода лакированными изделиями.

Салон Муз маркизы де Помпадур очень изменился с тех пор. Во время Второй империи музы уступили место портретам русского царя Николая Первого, английской королевы Виктории, прусского короля Фридриха-Bильгельма и Изабеллы, королевы Испании — салон превратили в зал заседаний министров Наполеона Третьего. В настоящее время Президент Французской Республики принимает в нем высоких гостей, многие из которых и не подозревают, что когда-то зимним январским днем 1764 года бывшая владелица дворца маркиза де Помпадур, за три месяца до своей кончины, слушала игру маленького музыканта по имени Вольфганг Амадеус Моцарт...

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее


Разное:

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard