В январе месяца 1764 года Моцарты были приглашены в парижский особняк маркизы де Помпадур (в настоящее время Елисейский дворец, резиденция президента Французской Республики). Они познакомились с ней еще в Версале, где провели две последние недели только что ушедшего 1763 года.
Знаменитая маркиза произвела большое впечатление на Леопольда Моцарта. Он нашел, что она и сейчас еще хороша, хотя маркизе был уже 43 года, возраст почтенный для того времени. По его описанию, это была высокая блондинка, хотя и полноватая, но очень хорошо сложенная. Он даже сравнил ее со своей зальцбургской знакомой, некоей Терезой Фрейзауф, что было несомненно лестно для знаменитой на всю Европу маркизы. К сожалению, Леопольд Моцарт не мог оценить прославленной и легкой походки маркизы: больная туберкулезом, кашляя кровью, она уже не могла вставать, ее переносили в креслах. В своих апартаментах в Версале, похожих на «настоящий рай», она слушала игру маленького Моцарта. После игры, как он часто это делал, Вольфганг подбежал к маркизе, чтобы она его поцеловала, но маркиза оттолкнула его легким жестом. «Кто она такая?... Ведь меня целовала сама императрица!» — возмутился мальчик. Отстранив миленького Моцарта, маркиза де Помпадур, может быть, тем самым спасла ему жизнь. Маркиза была смертельно больна, на последней стадии чахотки, болезни, как известно, заразной. Тогда, в Версале, Моцарты и были приглашены в парижский особняк маркизы де Помпадур.
Построенный архитектором Клодом де Молле для графа д'Евре, особняк был куплен мадам де Помпадур и по ее желанию перестроен архитектором Лассюрансом. Маленький Моцарт играл втак называемом Салоне муз, стены которого были украшены их изображениями. Салон украшали не только музы, но и портрет самой маркизы работы художника Ван Лоо, ее друга и учителя по мастерству гравюры ( маркиза была неплохим гравером). На самом почетном месте находился портрет короля Людовика XV, чьей «музой» и доверительным лицом была знаменитая маркиза.
Маленький Моцарт играл на клавесине «позолоченном, лакированном и разрисованным с большим искусством», по словам Леопольда Моцарта. Он заметил, что многие клавесины в Париже были покрыты так называемом «лаком Мартена» по имени его изобретателя Этьена Mapтена, «лакировщика Его Королевского Величества». Именно мадам де Помпадур ввела в моду предметы, покрытые лаком, и в то время Париж был наводнен всякою рода лакированными изделиями.
Салон Муз маркизы де Помпадур очень изменился с тех пор. Во время Второй империи музы уступили место портретам русского царя Николая Первого, английской королевы Виктории, прусского короля Фридриха-Bильгельма и Изабеллы, королевы Испании — салон превратили в зал заседаний министров Наполеона Третьего. В настоящее время Президент Французской Республики принимает в нем высоких гостей, многие из которых и не подозревают, что когда-то зимним январским днем 1764 года бывшая владелица дворца маркиза де Помпадур, за три месяца до своей кончины, слушала игру маленького музыканта по имени Вольфганг Амадеус Моцарт...