Во время Великой Французской революции в Консьержери устроили тюрьму. Из всех тюрем этого периода Консьержери считалась самого строгого режима. Из нее был один выход — на эшафот, недаром Консьержери называли «преддверием гильотины».
Нынешний вестибюль, бывший Караульный зал, был застроен в то время камерами-клетками в два этажа. Пролет, отделенный от зала Ратников решеткой, называйся «Парижской улицей». Узники, которые могли заплатить, располагались в камерах. Остальные — прямо на улице». В северной части помещались мужчины. Женское отделение было с небольшим двориком, где у фонтана, который не зря называли «сокровищем», не только стирали белье, но и назначали свидания.
На том месте, где сейчас расположен буфет дворца Правосудия, в «смрадном чулане», помощник палача готовил приговоренных в последний путь на гильотину. Им связывали за спиной руки, расстегивали ворот рубашки и стригли волосы только на затылке. По обычаю палач, взяв отрубленную голову за волосы, должен был показать ее толпе.
Рассказывают, что, показывая толпе отрубленную голову Шарлотты Корде, убившей Марата, помощник палача ударил ее по щеке, и щека покраснела — от негодования или оттого, что у палача были в крови руки, установить не удалось. Последние дни жизни Шарлотта Корде провела в Консьержери, подобно другим многочисленным жертвам, и именитым и менее знаменитым.
Здесь, в Консьержери,
...лампады тихий свет Бледнел пред утренней зарею, И утро веяло в темницу. И поэт К решетке поднял важны взоры...
Речь идет о поэте Андре Шенье, которому Пушкин посвятил эти строки. Поэт взошел на эшафот 8 термидора. 9 термидора в Консьержери попадает сам организатор террора Максимильен Робеспьер! Его камера соседствовала с бывшей камерой королевы Марии-Антуанетты, которая провела в ней последние семьдесят семь дней своей жизни. Сейчас эта камера превращена в часовню. Мария-Антуанетта покинула Консьержери 38-летней, поседевшей за одну ночь старухой. 16 октября 1793 года в простой телеге ее повезли на эшафот. Спокойствие, благородство и величественная осанка королевы вызвали удивление и заставили замолчать собравшуюся многочисленную толпу. В этой толпе находился Жан Луи Давид, которого не без оснований считали «одним из самых низких и подлых людей своего времени», но гениальным художником, оставившим зарисовку последних минут жизни Марии-Антуанетты.
Консьержери, третья часть архитектурного ансамбля бывшей дворцовой крепости, как и Сент-Шапель, является в настоящее время музеем.