Консьержери, Дворец правосудия и Сент-Шапель составляли когда-то единое целое, являясь частями одного архитектурного ансамбля — дворцовой крепости, до XV века резиденции французских королей во время их пребывания в Париже.
Строительство ее начал король Людовик Святой на месте бывшей резиденции римских правителей Галлии. Император Юлиан Отступник построил здесь термы -по преданию, он любил купаться в Сене.
При Людовике Святом королевские покои во дворце были очень скромными, что вполне соответствовало нуждам французских королей, проводивших в Париже не так много времени.
Король Филипп Красивый приказал расширить парижскую резиденцию, «построить новый дворец, восхитительное и дорогостоящее сооружение, по красоте которому к тому же во Франции не было равных». Рядом с ним были пристроены административные, финансовые и юридические службы. Королевский дворец был крепостью, укрепленной четырьмя башнями. Сена тогда омывала все четыре башни, сохранившиеся до наших дней. Самая старая из них — башня Бонбек, со временем превращенная в тюрьму, была местом пыток, отсюда ее название, происходящее от французского выражения «bоп-bес»: «не лезть за словом в карман». Узников пытали, чтобы они как раз «полезли за словом в карман», то есть начали говорить.
Самой высокой была Часовая башня (до 47 м высоты). Ее нетрудно выделить — она прямоугольна, в отличие от трех остальных круглых.
При короле Карле V на этой башне впервые в Париже были установлены городские часы с королевской монограммой; их циферблат и стрелки расположены на лазурном фоне, усыпанном королевскими лилиями. Фигуры на циферблате, обрамленном двумя надписями на латинском языке, были реставрированы в 1583 году Жерменом Пилоном. Верхняя надпись гласит: «Тот, Кто возложил на него две короны, возложит и третью», — намек на две короны, Франции и Польши, которыми был увенчан король Генрих III с обещанием получить третью — на небесах. Нижнюю надпись можно перевести так: «Этот механизм, разделяющий Время на двенадцать равных и справедливых частей, учит охранять Правосудие и защищать Законы».
Барельефы, расположенные по обеим сторонам циферблата, изображают: слева — Закон, справа — Правосудие.
На самом верху башни — небольшая колоколенка, нывший дворцовый набат, который звучал когда-то в исключительных случаях: три дня и три ночи без перерыва, например, при рождении наследника или смерти короля. Звучал он также и в Варфоломеевскую ночь.
На набережную выходят две круглые башни — Серебряная и башня Цезаря, служившие раньше главным входом в королевский дворец. В настоящее время рядом с башней Цезаря — вход в музей Консьержери. Когда-то эта часть дворцовой крепости была отдана в распоряжение королевскому управляющему, консьержу. Это была не только почетная, но и доходная должность, так как плата за сданные в наем помещения для торговых рядов, устроенных в галереях дворца, давала управляющему большие доходы.
Внутри — зал Ратников, примечательный и размерами (63 м в длину, 27 м в ширину, 9 м в высоту), и стрельчатыми сводами, и своей пропорциональной гармонией. Зал Ратников еще называют залом Святого Людовика, но без достаточного основания, так как его строительство относится к более поздней эпохе короля Филиппа Красивого. Зал предназначался для королевской гвардии, несущей службу во дворце. Над ним находился когда-то Парадный зал королевской резиденции, считавшийся самым большим в Европе (сейчас ему соответствует так называемый зал Потерянных шагов дворца Правосудия).