Древнеисландские саги (segia — «говорить») — повествования или рассказы о важных событиях, созданные в жанре прозы. Теперь установлено, что появились они именно в Исландии и в литературно-художественном плане не имеют аналогов. Время создания саг датируется XII, XIII столетиями, но некоторые сохранились в более поздних списках.
Появление саг сопровождалось научными дискуссиями, которые продолжаются и сейчас. Споры возникали по поводу происхождения саг: ученые никак не могли установить, что конкретно лежит в их основании — письменная или устная традиция. Это привело к существованию двух теорий: «теории книжной прозы» и «теории свободной прозы».
Сторонники первой гипотезы совершенно справедливо считали, что спискам саг предшествовал довольно продолжительный период использования их устных вариантов. Тот, кто записывал саги, просто заучивал их наизусть, поэтому в тексте не проявлял особенностей своей творческой фантазии, а только воспроизводил уже сложенное повествование.
Последователи другого направления утверждали, что сага создавалась по принципам художественного, литературного творчества и является авторским произведением. Эти ученые доказывали, что авторы саг, конечно, использовали устный вариант подачи материала, но и только. Остальное было делом литературного таланта: информация отбиралась, обрабатывалась, дополнялась, т. е. автор создавал новую сагу, имеющую доказательства творческой работы над текстом и присутствия авторской личности.
В последние 50 лет ученые пришли к выводу, что главной идеей саги являлась устная или фольклорная традиция, а автор, используя письменные и устные источники, привносил в произведение собственное творческое воображение и манеру письма, но не выходил за рамки, очерченные традицией.
Ученые составили классификацию саг, в основе которой лежат тематические и хронологические принципы. Выделяют следующие уровни:
— королевские саги. Это цикл повествований о норвежских конунгах (предводители общин), повествующий об истории Норвегии до конца XIII в.;
— родовые саги. Они рассказывают об истории Исландии с IX по XI в.;
— саги о древнейших временах. Собрание сказаний об эпохе викингов и истории скандинавских народов до X в.;
— саги о епископах. Это жития наиболее влиятельных епископов Исландии;
— саги об исторических событиях Исландии в ХII-ХШ вв.;
— переводные саги, использующие в качестве источников литературу других стран.
Обращаясь к этим памятникам древней исландской письменной культуры, необходимо помнить: сага является своеобразным сплавом исторической правды и художественного вымысла. Причем следует учитывать еще один момент. Понятие исторической правды прошлых времен у составителей саг было в большинстве случаев отличным от современного. Внутренний строй саги создается за счет использования сюжетных или стилистических стереотипов, имеющих реальную историческую основу, или отклонения от них, поэтому в настоящее время структура саги и средства ее создания подвергаются изучению.
Кроме того, характер информации, изложенной в сагах, следует анализировать. Как правило, каждая сага написана под влиянием определенного намерения, некоторой предвзятости автора, желающего возвеличить конкретное событие или прославить его героя.
Временной разрыв между историческим действием и моментом создания произведения приводил к тому, что в саги, до этого длительное время существующие в устной форме, вносились изменения и дополнения, т. е. проводилась литературная обработка материала. При анализе саг следует знать, что они не сообщают точной хронологии, поэтому установить точную дату событий, опираясь на христианское летоисчисление, в большинстве случаев не удается или удается неверно. Чаще всего отсчет событий в сагах ведется от разных моментов жизни (рождения, смерти, начала правления и т. д.) главных персонажей. Доверием ученых пользуются саги, в которых имеются ссылки на скальдов.