Индуизм — одна из древнейших религий на Земле, которая формировалась в единую религиозную систему на протяжении 1-го тысячелетия до н.э. Она образовалась на основе смешения мировоззренческих арийских постулатов с местными языческими дравидийскими культами.
Священными книгами индуизма являются древние памятники санскритской письменности — веды, упанишады, пураны, Бхагаватгита и два монументальных эпоса — Махабхарата и Рамаяна.
Пантеон индуистских богов является одним из самых многочисленных и разнообразных. Принято считать, что у индусов 330 миллионов богов. Понятно, что представления о них у простых индусов могут быть самыми общими и поверхностными. Главным для них является культ поклонения отдельным богам, богиням и полубогам. Характерной чертой пантеона индуистских богов является то, что каждый из них олицетворяет собой какую-то отдельную черту единого и вездесущего бога.
Центральное место в этом пантеоне занимает наиболее почитаемая триада богов (тинмурти), состоящая из Брахмы — творца и держателя мироздания, Вишну — хранителя всего сущего и Шивы — разрушителя и одновременно воссоздателя. Как правило, они изображаются многорукими, иногда с третьим глазом на лбу. Большинство индуистских храмов в стране посвящены Вишну и Шиве. Брахма как бог-творец также постепенно утрачивает ведущее значение в индийском пантеоне, поэтому храмы, посвящаемые этому божеству, весьма редки.
Священными почитаются и некоторые животные, прежде всего коровы, а также обезьяны и слоны. Убийство коровы и употребление говядины немыслимы для правоверного индуса.
В основе индуизма лежит учение о перевоплощении душ в зависимости от праведности образа жизни. Праведный образ жизни предписывается нравственным законом — дхармой, неизбежным воздаянием все содеянное является карма. Цепь перевоплощении прекращается только тогда, когда душа достигнет совершенства и сливается с божественным абсолютом брахмой.
Согласно данной концепции, всему живому на земле от рождения предопределено свое место. Это касается и места человека в обществе. Вследствие подобного понимания мира, неотъемлемой чертой индуизма является деление общества на касты. Количество каст практически бессчетно, по некоторым данным, оно достигает трех тысяч. Наиболее влиятельными и значительными являются касты брахманов, раджпутов (потомки кшатриев), джатов, тхакуров (земледельцы), бания (торговцы и ростовщики) и хариджане (люди, занятые тяжелым физическим трудом, бывшие «неприкасаемые»). Фактор кастовой принадлежности играет важную роль в политической жизни современного индийского общества, в частности, при подборе кандидатов на выборах. Все премьер-министры независимой Индии были выходцами из высших каст. В Индии до сих пор крайне редки межкастовые браки.