Египет. Искусство Древнего царства.

Первой построили пирамиду Хеопса (высота 147 м), которая определила пропорции всего ансамбля с храмами и гигантским сфинксом фараона Хефрена. Центры пирамид Хеопса и Хефрена находятся на одной диагонали, пересекающей северо-запад пирамиды Микерина. Юго-восточные углы всех пирамид лежат на одной линии. Пропорции ансамбля основаны на технике «золотого сечения», которая позволяла рассчитать основные размеры и углы наклона граней.

Все сооружения имеют одинаковую конструкцию. Вход находится с северной стороны, откуда можно попасть в подземную камеру, ориентированную на созвездие Дракона, которое являлось полюсом мира. Входная галерея по наклонной плоскости ведет к площадке, расходящейся на 2 коридора. Один из них ведет в подземную камеру, а другой поднимается и расходится на две галереи.

Большая галерея ведет к погребальной камере, облицованной гранитом. Но археологи не обнаружили ни гранитной крышки саркофага, ни мумии фараона. Пирамида сложена из 2 300 ООО блоков известняка, весом до 2,5 т каждый, которые держались силой собственной тяжести, без связки. В комплекс входили заупокойные храмы, отличающиеся строгостью и ясностью форм. Внутреннее пространство храмов занимают свободно стоящие столбы. Дополняется ансамбль огромным сфинксом, лежащим у храма Хефрена, являющимся стражем вечного, заупокойного мира. Пирамида Хефрена стала последним грандиозным сооружением усыпальниц фараонов. Больше таких гигантских памятников не возводили — фараоны V-VI династий строили храмы.

Скульптура была тесно связана с культом мертвых и представлениями о вечной жизни, бессмертии души и сохранении нетленного тела. Это привело к появлению в гробницах статуарных изображений, которые являлись двойником умершего — Ка. Образ Ка представлен в искусстве в виде поднятых рук, согнутых в локтях. Таких изображений множество. Статуи предназначались для воспроизведения невидимого (души) в зримом образе, становясь фактическим олицетворением двойника умершего. Для этого было необходимо портретное сходство. Портретные образы сочетали максимальное сходство, предельную обобщенность и идеальное изображение. Второе начало (отвлеченный образ фараона) основывалось на приписывании фараону сверхчеловеческих качеств — отрешенности и могущественной силы.

Статуарные портреты не имеют времени, так как конкретный образ передавался в идеальном возрасте: человек достиг зрелости, но еще не старости, он вечно пребывает в состоянии расцвета жизненных сил. Отсюда и необходимое условие — статуи должны быть пропорциональными и воздвигнутыми целиком.

Система пропорций позволяла сочетать в одном изображении элементы фигуры человека и животных. Образ загадочного сфинкса дышит такой натуральностью и естественностью, что кажется, будто он действительно существует в природе с головой человека и телом льва. Особое внимание скульпторы уделяли изображению глаз. Они в соответствии с религиозными представлениями обладали способностью воскрешать мертвых, поэтому статуям, находящимся в гробницах, свойственна особая магическая выразительность взгляда, которая достигалась с помощью инкрустации или рельефной обводки контура век. Еще одним характерным приемом древнеегипетского искусства является использование определенного направления взгляда статуи, который не встречается со зрителем. Так создается эффект замкнутости, погруженности статуи в себе.

С. Филатова

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее


Разное:

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard