Хранитель вековых традиций, дворец Монако был заложен на месте крепости, сооруженной генуэзцами в 1215 году. Его образ неотделим от Скалы — символа княжества и династии Гримальди. Он свидетельствует об историческом развитии архитектуры в период с XIII века по настоящее время.
Княжеский дворец обрамляет роскошный парк с могучими вековыми деревьями и старинными фонтанами. Главный фасад дворца выходит на площадь, где происходит торжественная смена караула. С нее открывается удивительная панорама княжества, окружающих гор и всего Лигурийского побережья вплоть до Итальянской Ривьеры.
Грандиозные преобразования, захватившие Дворец в ходе истории, радикально изменили внешний вид старой крепости, даже если и сохранились зубчатые башни и галереи с навесными бойницами. В течение нескольких веков монакская цитадель привлекала внимание противников Гримальди, что повлекло на собой множество конфликтов с генуэзцами, французами или испанцами. Таким образом, на протяжении 400 лет Скала оставалась крепостью, развивая в основном оборонные сооружения. К середине XVII века принц Оноре II (1597-1662 гг.) начал серьезные работы по реконструкции дворца. Если военные объекты остались нетронутыми, то интерьер был полностью перестроен, чтобы разместить коллекции картин видных живописцев, гобеленов и изысканной мебели.
В 1690 году принц Луи I (1642-1700 гг.) соорудил большие ворота дворца, сохранившиеся до наших дней. Эти ворота выходят на Почетный двор с двухрядной лестницей из каррарского мрамора, ведущей к Галерее Геркулеса. После подписания Парижского договора 1814 года, по которому княжеству возвращался полный суверенитет, Оноре IV (1758-1819 гг.) и Оноре V (1778-1841 гг.) принялись за реставрацию дворца, разграбленного и в большей части разрушенного во время Великой Французской революции. Флорестан I (1785-1856 гг.) с большим вдохновением продолжил реставрационные работы. Шарль III (1818-1889 гг.), в частности, перестроил Башню Святой Марии и окружающие ее здания в стиле флорентийских дворцов. Он установил новый алтарь в часовне Святого Иоанна-Крестителя, сооруженной в 1656 году. Альберт I (1848-1922 гг.) возвел Часовую башню из белого камня, привезенного из ла Турби.
Луи II (1870-1949 гг.) осуществлял важные работы по уходу за дворцом. Унаследовав престол в 1949 году, принц Ренье III задался целью приукрасить и модернизировать дворец. Старые фрески реставрировались, южное крыло дворца, уничтоженное во время революции, было восстановлено и отныне здесь находятся личные апартаменты семьи принца, а также Музей документов Наполеона и архивов дворца.