Общеобразовательные и воспитательные цели.

Каждый учебный предмет средней общеобразовательной школы вносит свой специфический вклад в образование и воспитание учащихся.

В 40-50-е гг. вопрос об общеобразовательном и воспитательном значении изучения иностранных языков считался решенным на основе классических работ Л. В. Щербы. Однако в 60-70-е гг. в связи с задачей практического овладения иностранным языком этот вопрос снова стал дискуссионным. Так, ряд методистов в настоящее время полагают, что осуществление общеобразовательных и воспитательных целей возможно лишь после того, как учащиеся овладеют умениями общения на изучаемом языке. С этой точки зрения общеобразовательные и воспитательные цели реализуются лишь в старших классах на факультативных занятиях, поскольку при существующем учебном плане можно заложить очень скромные основы практического владения иностранным языком. Отсюда следует вывод, что изучение иностранного языка ничего не дает для общего образования и воспитания школьников, а сам предмет следует изъять из учебного плана школ, поскольку образовательный и воспитательный эффект может быть получен только после практического овладения иностранным языком (хотя бы в ограниченных пределах).

Как видим, в погоне за практическими результатами в области преподавания иностранных языков появилось очень опасное направление, по сути дела отрицающее образовательное, развивающее и воспитательное значение самого процесса изучения иностранных языков. Однако совершенно очевидно, что именно процесс изучения иностранных языков, а не его результат может и должен содействовать общему образованию учащихся, в частности филологическому.

Решить задачу филологического образования нельзя только на основе изучения родного языка. Л. В. Щерба по этому поводу писал: «Говорящий на одном языке всегда находится во власти одних символов, знающий иностранные языки выходит из этого круга и подходит к языку как потребности выразить мысль».

Изучение иностранного языка вносит вклад и в развитие логического мышления учащихся, в частности в совершенствование таких мыслительных операций, как сопоставление, анализ, синтез и т. д. Так, выделяя из предложения слова, а из последних — звуки, школьники отрабатывают умение анализировать. Составление предложений, образование из простых предложений сложных помогают лучше овладеть процессом синтеза. Классификация языкового материала по определенным признакам, выявление этих признаков для лучшего освоения материала содействуют формированию умения наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Обучение способам выражения мыслей неразрывно связано с требованием содержательности и логичности речи.

Одна из важнейших задач школы — научить школьников пополнять свои знания самостоятельно, воспитать потребность в самообразовании. Овладение иностранным языком невозможно без самостоятельной работы. Поэтому занятие языком в значительной мере содействует формированию стремления и умений самостоятельно добывать знания. Процесс изучения иностранного языка способствует воспитанию важных черт характера. Прежде всего следует отметить, что занятия иностранным языком формируют вдумчивого читателя. Данное умение чрезвычайно важно для всякого культурного человека. Некоторые виды самостоятельных работ, например работа над текстом, упражнения в переводе, помогают в формировании у учащихся аккуратности и настойчивости в преодолении трудностей.

Таким образом, иностранный язык как учебный предмет содействует реализации как образовательных, так и воспитательных целей.

А. Миролюбов

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard