Общее построение курса обусловливается режимом, наиболее благоприятным для развития умения читать про себя. Под этим углом зрения определяется и место чтения вслух, которому на всех ступенях обучения отводится роль важного, но только вспомогательного средства обучения. Известное исключение представляет подготовительный период, охватывающий примерно первое полугодие IV класса, в течение которого учащиеся овладевают произношением и графикой иностранного языка. Доминирующим (но не единственным) в это время является чтение вслух. Задачей IV-VI классов является выработка у учащихся основных приемов перцептивной обработки воспринимаемого. На этой ступени от учащихся требуется умение пользоваться этими приемами при чтении вслух и про себя в удобном для них темпе, однако к концу VI класса скорость чтения про себя должна быть несколько выше индивидуальной скорости чтения вслух.
Помимо специальных упражнений, построенных на элементах текста, этой цели служит и равномерно-внимательное чтение, которое считается наиболее простым: оно не осложнено какими-либо специальными задачами понимания или трудностью материала. Это создает наиболее благоприятные условия для формирования (укрепления) правильных приемов перцептивной обработки иноязычного текста (техники чтения), и должно быть начальным, исходным при обучении чтению про себя.
Наряду с равномерно-внимательным чтением уже на этой ступени обучения необходимо проводить упражнения, формирующие приемы, которые требуются для видов зрелого чтения, — укрупнение/уменьшение отрезков материала, воспринимаемого за один раз, выделение основного/второстепенного и т. д. Тем самым равномерно-внимательное чтение видоизменяется в сторону ознакомительного, но оно еще им не становится, потому что от учащегося не требуется комплексного использования всех приемов, составляющих его специфику.
Следующим по сложности является ознакомительное чтение, которое сменяет равномерно-внимательное и становится преобладающим в VII-VIII классах.
Помимо других перед этой ступенью стоит задача автоматизации ряда приемов, особенно тех их компонентов, которые связаны с перцептивной обработкой воспринимаемого материала. Специфической чертой ознакомительного чтения является беглость, чем и объясняется его ведущая роль в VII-VIII классах. Необходимо, чтобы к концу VIII класса скорость чтения про себя у каждого учащегося превышала его индивидуальную скорость чтения вслух. Другой важной задачей этой ступени является овладение учащимися с помощью специальных упражнений основными приемами смысловой обработки информации, характерными для изучающего чтения.
На последней ступени обучения (IX-X классы) развитие умения читать должно получить свое завершение. Достижение намеченного уровня зрелости чтения (цель обучения) осуществляется по трем основным направлениям: совершенствование приемов перцептивной обработки материала (они должны обеспечивать точность, а для изученного языкового материала и быстроту восприятия — скорость чтения при ознакомительном чтении легкого текста должна превысить возможную скорость проговаривания этого же текста вслух); практическое овладение приемами изучающего чтения; овладение приемами смысловой обработки воспринимаемого материала на уровне, позволяющем варьировать виды чтения в зависимости от поставленной задачи и трудности текста. К концу этой ступени учащиеся знакомятся и с отдельными приемами просмотрового чтения.
Изучающее чтение предполагает: владение элементарной техникой чтения про себя; комплексное использование ряда сложных приемов, которые необходимо отработать предварительно поэлементно; усвоение довольно значительного объема языковых знаний. Развитие приемов просмотрового чтения, помимо наличия у читающего автоматизированных навыков узнавания языковых единиц, требует текстового материала большой протяженности (длинных текстов, ряда текстов).
Помимо учета нарастания трудностей в построении курса реализуется и один из основных принципов обучения чтению — восприятие учащимися чтения на любой ступени как речевой деятельности путем предварительного овладения способами ее осуществления.