2. Ознакомиться с конкретным содержанием книги (рассказа, статьи). Это как бы чтение для себя, без какой-либо предварительной установки на обязательное последующее использование (воспроизведение в той или иной форме) извлеченной информации. Информация как бы принимается к сведению, и если читающий ее и запоминает, то это запоминание носит непроизвольный характер. Примером может служить чтение художественной литературы для отдыха; очень часто этот вид чтения используется и при работе со специальной литературой: зная, что та или иная книга (статья) относится к интересующей его области, читающий ставит своей целью ознакомиться с ее содержанием. В отличие от первого случая читающий старается узнать, что сообщается по тому, или иному вопросу, не преследуя полного и точного понимания текста. Чтение при этом сопровождается иной (по сравнению с просмотровым) оценкой поступающей информации, а именно: «новое» — «известное», «интересно» — «неинтересно», «понятно» — «непонятно» и т. п. Для вынесения такого рода оценки читающий часто довольствуется пониманием общей линии содержания, аргументации, доказательств и т. п., причем не потому, что он не может достичь полного и точного понимания, а потому, что оно ему не требуется. Этот широко распространенный в повседневной жизни вид чтения можно назвать ознакомительным. Степень понимания может быть различной — от 70 до 100% (включая всю основную информацию); она зависит от сложности языка и содержания текста, от отношения читающего к содержанию текста, от индивидуальных особенностей его восприятия и общего состояния, от степени зрелости его умения читать, от начитанности в данной области и т. д. Можно различать целый ряд подвидов этого чтения. Характерным для всех них является то, что у читающего нет осознаваемой установки на обязательное воспроизведение/применение полученной из текста информации, и потому в процессе чтения у него отсутствует установка па ее запоминание. Как следствие этого, некоторые детали текста могут оказаться непонятными. В данном случае это допустимо, поскольку непонимание не прерывает и не затрудняет чтения как процесса получения информации. Весьма важно при этом наличие у читающего умения давать быструю оценку поступающей информации с точки зрения отнесения ее к основной или второстепенной, ибо непонятой может быть только последняя.
3. Максимально полно и точно понять содержащуюся в тексте информацию. Эта задача возникает тогда, когда читающий заранее предполагает использовать полученную информацию в той или иной форме, что и определяет такие требования к характеру понимания читаемого текста, как точность, извлечение всей информации («вычитывание всего, что заложено в тексте» — «П. В. Щерба), ее критическое осмысление, интерпретация, осознанное сопоставление с теми сведениями, которыми чатающий уже располагает в этой области, и т. д. Кроме того, уже в процессе чтения действует установка (часто отчетливо осознаваемая) на запоминание информации, а поскольку последняя выражена вербально, то отчасти и на запоминание ее словесного выражения. Чтение при этом обычно бывает довольно медленным, часто сопровождается перечитыванием отдельных абзацев, предложений текста, остановками, полным проговариванием текста во внутренней речи, а иногда и внутренним диалогом читающего с автором. Так обычно читается литература, представляющая особый интерес для читающего или необходимая для его дальнейшей деятельности. Поскольку целью такого чтения является полное овладение содержательной стороной текста, изучение содержащейся в нем информации, то этот вид чтения можно назвать изучающим. Виды чтения различаются отношением читающего к языковому материалу текста: при изучающем чтении он фиксирует более или менее тщательно все языковые факты, при ознакомительном — все наиболее существенные для передачи содержания, при просмотровом — только те, которые дают возможность судить о теме текста.
Таким образом, исходя из функций чтения в процессе общения, целью обучения в средней школе должны быть три вида чтения про себя: ознакомительное, изучающее и просмотровое.