Цели обучения говорению в диалогической форме (диалогическая речь).

Конечные цели.

1. Уметь вести беседу в рамках указанных сфер общения, в типичных коммуникативных ситуациях.

2. Уметь быстро реагировать на внешние стимулы и самому проявлять в беседе иноязычную речевую активность («реактивность» по А. А. Леонтьеву).

3. Уметь в случае необходимости вежливо прервать беседу (непонимание отдельных реплик, слов, затруднение при выражении собственной мысли) и обратиться за помощью к собеседнику (или справочнику).

Некоторые промежуточные цели и задачи.

  • Научиться отвечать на вопросы различных видов: вопросы «сомнения», т. е. вопросы без вопросительного слова (общие вопросы) и вопросы с вопросительным словом (специальные вопросы) в рамках конкретных ситуаций (с опорой на аудиовизуальные средства наглядности).
  • Научиться самостоятельно задавать вопросы.
  • Научиться отвечать репликой на реплику.
  • Научиться составлять более развернутый диалог по теме с опорой на диалог-образец и без опоры.
  • Научиться начинать и поддерживать разговор в стереотипных ситуациях общения («Знакомство», «Встреча», «Поздравление» и т. п.).
  • Научиться стимулировать собеседника на высказывание, выразив интерес к беседе с помощью реплик оценочного характера.
  • Научиться просить разъяснения.
  • Научиться объяснять, какое слово неизвестно самому. Научиться пользоваться словарем в качестве справочника в подобных ситуациях.

Некоторые предпосылки, необходимые для реализации промежуточных целей.

  • Знание материала темы (лексики, речевых образцов, сведений по грамматике) и умение работать по картине и с другими средствами наглядности. Знание основных структурных признаков двух типов вопросительных предложений. Умение распознавать коммуникативное намерение (коммуникативную цель высказывания) спрашивающего, понять смысл вопроса и ощутить потребность (желание, интерес, необходимость) на основе заданного стимула соответствующим образом ответить на него. Знание структуры основных типов утвердительных И отрицательных предложений. Умение и навыки правильно отбирать и использовать соответствующие речевые образцы (типовые фразы) с требуемым лексическим наполнением. Умение и навыки использования таких интеллектуальных операций, как анализ и синтез, сравнение и отождествление, различение и противопоставление, отбор, группировка и др. Владение механизмом подстановки лексики в типовой фразе, трансформации одного грамматического варианта речевого образца в другой (например, утвердительного предложения в отрицательное), умение «порождать» множество фраз по аналогии с образцом и осуществлять все эти действия мотивированно и осознанно, в соответствии с поставленной задачей и заданной (когда это возможно) условно коммуникативной ситуацией.
  • Умение воспроизвести заданный учителем образец действий (например, постановка вопросов по картине). Умение задавать вопросы без непосредственной опоры на образец. Умение инициативно задавать вопросы, обращаясь к товарищам, учителю. Умение выделить в предъявленном микродиалоге существенные признаки и воспроизвести его. Умение составить аналогичные микродиалоги в соответствии с заданной ситуацией.
  • Умение сознательно и быстро производить замену варьируемых элементов диалога-образца, отбирая данный для этого материал, и воспроизводить диалог-образец в трансформированном виде. Умение самостоятельно подбирать варьируемый материал, комбинируя его с материалом диалога-образца.
  • Умение переносить приобретенные знания, умения и навыки на определенные ситуации общения. Знание соответствующей лексики, в частности некоторых разговорных клише типа Как поживаете? Что нового?
  • Знание реплик оценочного и модального характера, например: Интересно; Неужели; Ну и ну. Умение их использовать в требуемых ситуациях.
  • Знание вопросов типа: Как сказать по-русски, (по-немецки, по-французски.)...? Что означает слово...? и умение их вовремя задать.
  • Умение и навыки пользоваться словарями. Знание, в частности, русского и иностранного алфавита и умение быстро находить требуемое слово.

    И. Бим

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard