Обучение аудированию как виду речевой деятельности требует специфического подбора текстов. При анализе текстового материала во внимание принимаются факторы, определяющие воздействия текста на учащегося и характеризующие уровень его доступности для слухового восприятия, а также потребности практического применения иностранного языка. Воздействие текста на мысли и чувства слушателя зависит как от объективной ценности этого текста, так и от его соответствия интересам и потребностям слушателя. Естественно, что в условиях средней школы, где закладываются лишь основы аудитивных умений, речь может идти только о тех видах связного высказывания, которые не связаны с определенной узкой сферой деятельности, требующей знания предмета речи и специфической терминологии, большой протяженности во времени. Поэтому рассказ, для которого характерны краткость, простота изложения, доступность темы, является именно тем жанром, который больше всего соответствует задачам и возможностям школы.
Большое место в работах, посвященных обучению аудированию, занимает вопрос о доступности аудиотекстов. Наиболее полно в литературе рассмотрены языковые особенности аудитивных текстов. Все исследователи, занимающиеся анализом особенностей текста, влияющих на характер его восприятия, придают большое значение словарному фактору. Существенную роль в этом плане играет соотношение знакомой и незнакомой лексики. Исследования последних лет говорят в пользу возможности использования в обучении текстов, содержащих незнакомую лексику, если при этом учитываются ограничения, связанные с этапом обучения, характером и количеством используемой лексики, ее соотношением с контекстом и размещением в тексте.
При наличии в текстах для аудирования незнакомой лексики повышенной трудности (безэквивалентная лексика, слова, имеющие коннотативные значения, и др.) необходимо найти способы для пояснения. То, что в книгах для чтения можно пояснить с помощью предисловия, списка действующих лиц или комментария, при слуховом восприятии может быть разъяснено либо самим текстом, либо средствами наглядности.
Большое значение при анализе особенностей речевого сообщения, влияющих на деятельность аудитора, придается структурным факторам.
Все исследователи, занимающиеся проблемами аудирования, отмечают необходимость использовать в процессе школьного обучения тексты, отличающиеся простым синтаксическим рисунком. Экспериментально доказано, что понимание воспринимаемых на слух речевых сообщений резко снижается с возрастанием количества сложных предложений.
Наряду с анализом отдельных сторон высказывания в последние годы все больше внимания уделяется анализу текста как целостного образования. Среди факторов, характеризующих сложность аудитивных текстов, большое значение придается информационной насыщенности этих текстов. Анализируя влияние информационной насыщенности смыслового содержания речевого сообщения на его понимание, методисты приходят к выводу о необходимости избегать информационных перегрузок: не перегружать сообщение новыми сведениями; строить сообщение с учетом жизненного и речевого опыта аудитора; новую информацию в сообщении распределять равномерно, чередуя высокоинформативные элементы с низкоинформативными. Ограничивая количество новых сведений и подчеркивая важность связи между содержанием и прошлым опытом учащихся, надо стремиться к тому, чтобы каждое сообщение, используемое в учебном процессе, несло в себе достаточно нового и интересного для ученика, иначе не состоится акт коммуникации и процесс обучения перестанет служить образовательным и воспитательным целям.