3-й блок — организационно-методические требования:
1) структура и логика построения учебника должны отвечать принятой в дидактическом процессе системе управления;
2) учебник должен гарантировать нормальную учебную нагрузку студентов;
3) учебник должен быть ориентирован на возможность его использования в условиях информационных технологий обучения;
4) учебник должен иметь практико-ориентированную направленность и обращать студентов к будущей профессиональной деятельности;
5) учебник должен строиться в соответствии с учетом его применения в определенных формах обучения, поскольку неопределенность затрудняет его использование в учебном процессе (например, учебник для студентов средней или высшей профессиональной школы, дневной или заочной формы обучения);
6) учебник как инструмент преподавателя должен соотноситься с рабочим учебным планом и учебной программой дисциплины;
7) он должен удовлетворять системе организации педагогического процесса.
4-й блок — критерии оценки учебника:
1) соответствие содержания Государственному образовательному стандарту, уровню образования, программе учебной дисциплины;
2) восприятие его как системы, состоящей из подсистем (компонентов), а те — из элементов. Так, основным компонентом учебника являются основной текст, включающий в себя основы теории, основные факты, задачи, упражнения, на которых выводятся правила и законы, формируется комплекс нужных студенту профессиональных умений и навыков; признаки явлений и понятий, их определения; выводы и обобщения; заголовки разделов и т.д. Еще один такой компонент — дополнительный текст, отражающий в себя сопровождающую информацию (например, хрестоматии, разработки учебных занятий по курсу и т.д.). Элементом учебника становится и пояснительный текст в виде примечаний, разъяснений, требований, советов, примеров;
3) соблюдение его книжной формы, имеющей определенную структуру (например, в разделе «Предисловие» или «От автора» указывается актуальность дисциплины, для которой предназначается учебная книга; там определены цели и задачи дисциплины, методические указания для студентов и преподавателей по пользованию книгой и выполнению отдельных видов учебной деятельности студентов). Основное содержание учебника структурируется по разделам, главам, параграфам. В книге должны быть представлены материалы самоконтроля и контроля знаний студентов; список сокращений и аббревиатур; словарь основных терминов; список литературы; оглавление. Возможно выделение практических заданий для самостоятельной работы, научно-исследовательской деятельности; тематики реферативных и курсовых работ; хрестоматии по дисциплине; разработок семинарских и практических занятий по темам курса; иллюстративного материала в виде кроссвордов, опорных схем, иллюстраций;
4) соответствие стандарту полиграфического исполнения учебного издания.
В целом критерии оценки учебника разделяются на четыре уровня. Первый касается функций системы средств обучения и их отражения в учебнике. Второй — степени реализации его функций. Третий — функций текста и внетекстовых компонентов (аппарата организации усвоения, иллюстративного материала, аппарата ориентировки). Четвертый — функций элементов учебника: есть ли в нем понятия, факты, вопросы-задания для усвоения, указатели, сноски и т.д.
5-й блок — структурирование содержания учебника:
1) оно должно соответствовать ГОС ВПО или СПО, определяющих набор дисциплинарных знаний;
2) его научно-методический и культурный уровень должен соответствовать основным направлениям и итогам развития современной науки и практики;
3) содержание учебника должно отвечать методическим закономерностям дидактического процесса в соответствии с целями обучения и быть адекватным логике процесса обучения;
4) в нем должна быть представлена система упражнений, необходимых для овладения студентами учебно-познавательной и профессиональной деятельностью в соответствии с целями обучения;
5) необходима продуманная рубрикация содержания учебника, так как он является основой учебно-методического комплекса, в который входят методические разработки, рабочие тетради;
6) нужно минимизировать объем учебной информации, необходимой студентам для усвоения программы дисциплины.