Довольно часто преподаватель прибегает к испытанному средству — методическим разработкам для студентов, направленным на формирование практических умений и навыков в виде проведения психолого-педагогической диагностики, процедуры построения педагогического процесса и т. д.
Для методической разработки важно строгое соблюдение ее структуры.
1. Описание целей обучения.
2. Выделение требований к умениям и навыкам, которыми должны овладеть студенты.
3. Соблюдение инструкции, содержащей описание структуры разработки, последовательности и правил работы с каждой частью методической разработки.
4. Задания на проверку исходного уровня знаний студентов.
5. Задания на овладение новым материалом, состоящие в выполнении задач, упражнений, заполнении или разработке опорных схем, объяснении теории как работы с фактическим материалом.
6. Задания для самоконтроля, чаще всего в виде тестовых заданий, позволяющих студенту самому определить собственный балл усвоения материала.
7. Задания на установление обратной связи.
В литературе описывается несколько способов построения содержания учебника.
Индуктивный способ предполагает построение содержания от конкретных фактов к обобщениям. Процесс познания идет от усвоения простых фактов к широким, обобщенным понятиям. Этот способ лучше других способствует развитию у студентов исследовательских навыков, умения синтезировать материал. Представление содержания материалов учебника таким способом требует значительного объема печатной продукции, поскольку предполагает большое количество примеров', поясняющих основные понятия.
Дедуктивный способ— когда логика построения материала идет от изложения общих понятий к их конкретизации на отдельных примерах. Это более экономичный способ изложения содержания материала, он лучшим образом учитывает особенности учебной деятельности.
Эвристический способ — когда есть некоторое описание явлений, но отсутствует объяснение последовательности действий по их применению и обучаемым предстоит самостоятельно их найти.
Алгоритмический способ предлагает изложение материала таким образом, что вначале дается формулировка основного понятия, затем приводится более точное, подробное, последовательное предписание действий по его применению в решении практических задач. Обучаемый, усвоивший материал по такому алгоритму, имеет возможность правильно решить поставленные практические задачи.
В теории и практике обучения постоянно ведется дискуссия по проблемам совершенствования учебника. Так, в качестве причин появления учебников нового поколения в современных условиях называют:
- изменение целевого компонента образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом и усиление диагностичности целеполагания;
- демократизацию механизмов и процедур формирования содержания образования;
- гуманизацию образования;
- расширяющуюся и углубляющуюся дифференциацию образования;
- компьютеризацию и информатизацию всех сфер образования;
- технологизацию образовательного процесса.
В связи с этим следует выделить ряд требований, которые необходимо учитывать авторам учебников и учебных пособий при их создании. Эти требования условно разделяются на несколько блоков.
1-й блок — проектирование целей обучения:
- которые могут диагностироваться;
- которые соответствуют целям учебной дисциплины;
- которые отвечают личностным целям обучаемого.
2-й блок — принципы построения учебника:
- системности;
- целостности, т.е. отражение в содержании достаточности теоретических и практических знаний, профессиональных умений;
- интеграции, т. е. синтез знаний, связанных с профессиональной деятельностью специалиста на основе межпредметных связей;
- соответствия содержания профессиональной подготовки перспективам, приоритетам научно-технического, социально-экономического, социокультурного развития;
- соответствия теоретических и практических знаний формируемым профессиональным умениям;
- гуманизации, т.е. усиления гуманитарной направленности профессиональных знаний;
- модульности как принципа построения учебника;
- стабильности. Он выражается в сроках действия учебника. Так, учебник может оставаться неизменным в течение 5-10 лет, а учебное пособие — в течение 3-5 лет. Стабильность исключает включение в его содержание дискуссионного материала. Если у автора возникает необходимость использования материала, вызывающего разноречивые точки зрения исследователей, то он использует вариант деления содержания на основное и дополнительное.