При описании упражнений для обучения устной речи мы исходим из следующих принципов.
1) Последовательность формирования речевых умений и навыков предполагает наличие в системе упражнений двух основных типов — языковых (тренировочных) и речевых. Языковые упражнения служат для выработки речевых автоматизмов. Речевые упражнения предполагают включение тренируемого явления в речевую ситуацию, имитирующую в какой-то мере условия реального общения.
2) Оба типа упражнений тесно взаимосвязаны и имеют место на любой стадии развития навыка, в том числе и в период ознакомления с новым материалом.
3) Виды упражнений внутри каждого типа также отражают последовательность формирования речевого навыка и реально существующих видов высказывания. Виды упражнений не являются постоянными. Необходимость использования тех или иных упражнений, их дозировка и сочетаемость зависит от этапа обучения, от сложности языкового материала и конкретной практической задачи.
Сравнительную характеристику языковых и речевых упражнений можно представить себе с помощью таблицы.
Из приведенной таблицы видно, что упражнения для обучения аудированию и говорению имеют определенную последовательность.
Учитывая смысловое содержание и структуру экспрессивной формы речи, можно констатировать, что наиболее совершенный тип высказывания — неподготовленная речь — формируется в следующей последовательности:
Языковые упражнения
1) Имитация:
а) без преобразования структур (с направленностью внимания на отдельные факты языка или без фиксации внимания на языковую форму);
б) с частичным изменением структур (механические подстановки).
2) Преобразование информации:
а) видоизменение структур на основе логических операций (расширение, сокращение, перифраза);
б) конструирование структур (по образцу и без образца);
в) комбинирование и группировка структур.
Речевые упражнения. Подготовленная речь.
а) с опорой на формальные признаки (ключевые слова, план, заголовки и т.д.);
б) с опорой на источники информации (картина, кинофильм, диафильм, текст и т.д.);
в) с опорой на изученную тему.
Неподготовленная речь.
а) с опорой на источник информации (рассказ на родном языке, картина, неозвученный фильм и т.д.);
б) с опорой на жизненный опыт учащихся (прочитанное или увиденное, фантазия и т.д.).
Остановимся на краткой характеристике перечисленных выше этапов.
Упражнения в имитации, предназначающиеся для самостоятельной работы с магнитофоном, являются первыми шагами в усвоении материала, и поэтому они должны занимать весьма скромное место даже в период вводно-коррективного курса.
В современных аудио-визуальных и аудио-лингвальных методах роль имитации несколько преувеличена, что объясняется влиянием психологии поведения. В концепции бихевиоризма усвоение языка сводится, как известно, к созданию комплекса речевых стимулов и реакций, формируемых в сознании человека многократным повторением стереотипных операций.
Данная точка зрения опирается на важную роль аналогии в языке, но не учитывает в достаточной мере умственную деятельность человека, превращающую язык в активный регулятор жизненных отношений и жизненных ситуаций. Иными словами, речевые навыки основываются не только на лингвистических стимулах и вербальном поведении, но и на умственной деятельности, которая, не поддается дриллу, хотя и основывается на определенных автоматизмах, в процессе формирования которых имеет место и имитация. На стадии языковых упражнений центр тяжести должен переноситься, таким образом, на упражнения, которые помогают:
1) определить по самым различным признакам искомое;
2) выбрать правильное решение из двух предложенных;
3) синтезировать, опираясь на языковой опыт и всевозможные ассоциации;
4) последовательно развивать мысли;
5) выражать одну и ту же мысль разными средствами;
6) переносить найденное решение в новые ситуации.