Формирование рецептивных знаковых отпечатков и оператора сличения. Письменный язык.

Перечисляемые ниже упражнения имеют целью прочное запечатление в памяти графемного образа письменного знака, его маркирование и выработку навыка использования отпечатка для сличения с принимаемым знаковым продуктом. Побочной задачей является установление психологической связи между фонемным и графемным образами эквивалентных знаков, а также уточнение фонемно-графемных корреляций.

Спецификой письменного языка по сравнению со звуковым является здесь возможность использования словаря, что играет немаловажную роль при обучении и самообучении чтению.

1. Рассмотрение таблицы или раздаваемых учащимся карточек с орфограммой R-знака печатными буквами. Это упражнение применяется на начальной стадии обучения, где оно обычно сочетается с введением эквивалентного звукового знака. Одновременно знак семантизируется различными способами. Для обучения письменному языку типично использование словаря и комментариев об употреблении тех или иных знаков.

На последующих стадиях обучения это упражнение заменяем чтением орфограммы, написанной на доске, выделенной в учебнике или найденной в словаре.

2. Чтение вслух по буквам орфограммы знака (устный спеллинг).

3. Чтение про себя нескольких типовых сообщений и более простых знаков, содержащих R-знак, в которых вскрывается специфика его семантики. Предпочтительно использование готовых старших знаков.

4. Нахождение R-слова или идиомы в словаре или вокабуляре (предполагает предварительное усвоение порядка букв в алфавите). Необходимо добиваться высокой скорости нахождения требуемого знака и выбора значения R-знака, соответствующего смыслу сообщения.

5. Чтение пар (групп) сообщений или более простых знаков, содержащих два или несколько значений вводимой R-формы. Одно из этих значений вводится, а другие должны быть усвоены ранее.

6. Контрольно-обучающее упражнение типа «Читай и показывай» (применяется при обучении детей): учащийся читает R-знак или более сложный знак с R-знаком и выбирает подходящую картинку.

7. Обучаемый отмечает наличие или отсутствие R-знака (с данным значением) в прочитанных сообщениях. Темп упражнения должен постепенно увеличиваться.

8. Упражнение типа «Читай и выполняй»: обучаемый выполняет действие или цепочку действий, подсказываемых текстом, содержащим R-знак.

9. Письменный или устный перевод письменного R-знака или знака, содержащего R-знак, на родной язык.

10. Письменная или устная перефразировка сообщений (предложений, синтагм), содержащих R-знак, на родном языке.

Упражнения 6-10 являются контрольно-обучающими.

11. Прослушивание контрастируемых попарно парадигматических форм (словоформ) R-слова в типовых сложных знаках (применяется не только для недешифруемых, т. е. неправильных словоформ, но и для части правильных).

12. То же с реакцией понимания (перевод сложного знака на родной язык, перефразировка на иностранном языке, выполнение действий, выбор картинки).

13. Прослушивание сводки всех парадигматических форм слова.

14. Чтение сообщений (предложений, синтагм), различающихся по одному компоненту, которым в одном случае является R-знак, а в других — однотипные знаки.

15. Чтение списков знаков, относящихся к одному знакотипу и включающих R-знак.

16. Группировка известных знаков, включающих R-знак, в знакотипы и пары противопоставляемых знакотипов.

17. Подбор синонимов, антонимов и других ассоциируемых знаков к R-знаку.

Упражнения 14-17 преследуют цель маркирования графических отпечатков знаков.

Отдельную группу образуют упражнения, направленные на создание ассоциации между равнозначными звуковыми и графическими отпечатками, их частичное усвоение соответственно в звуке и письме, а также уточнение фонемно-графемных корреляций. Отметим среди них следующие:

1. Выбор карточки или указание в списке требуемой орфограммы при прослушивании звукового R-знака. То же при прослушивании контр астируемых пар знаков.

2. Орфографическая запись звукового знака (диктант).

3. Чтение вслух письменных R-знаков и знаков, содержащих R-знак.

4. Устный спеллинг письменного R-знака, эквивалентного прослушанному звуковому знаку.

5. Подбор известных знаков (на карточках или в списках), в которых соблюдаются определенные фонемно-графемные соответствия:

а) одна графема соответствует одной фонеме;

б) одна графема соответствует разным фонемам в разных окружениях;

в) две графемы соответствуют одной фонеме;

г) две разные пары графем соответствуют одной фонеме и т. д.

Это упражнение применяется для языков со сложными фонемно-графемными соответствиями типа английского. Варьируясь по содержанию, оно практикуется в течение длительного начального периода обучения языку. Упражнение имеет характер обобщающего и должно включать только уже известные обучаемому знаки. При этом уместен обобщающий комментарий учителя.

Э. Шубин

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard