Наиболее соответствующими природе устной монологической речи являются следующие приемы контроля: выступление по теме (ситуации), рассказ по картинке, вопросы, если последние требуют развернутого объяснения. Сюжетные картинки целесообразно предлагать на младшем этапе обучения. Они помогают ученикам расширить высказывания, но в то же время ограничивают их самостоятельность. На старших этапах следует использовать репродукции картин, дающих возможность индивидуального раскрытия идеи художника, например «Опять двойка» Ф. Решетникова, «Не ждали» И. Репина.
Инструкции учителя для самостоятельных высказываний также зависят от этапа обучения. На начальном этапе это в основном формулировка заданий типа «Расскажите, что вы делаете зимой и летом, когда вы свободны». В старших классах необходимо проверить умение выражать свое отношение, давать оценку событиям. Поэтому темы (или ситуации) могут быть сформулированы следующим образом: «Расскажите о книге, которую вы прочитали; скажите, понравилась она вам или нет и почему».
Показатели диалогической устной речи по некоторым параметрам будут совпадать с показателями монологической речи. Так, совпадают два основных показателя и оба дополнительных. Беседа учащихся должна соответствовать заданной ситуации, и учащиеся должны сказать определенное количество фраз, построенных по моделям данного языка. Таким образом, основными показателями диалогической речи можно считать: соответствие беседы заданной ситуации; количество реплик, включающих фразы, построенные по моделям изучаемого языка; наличие в составе реплик фраз, которые стимулировали бы собеседника к продолжению разговора.
Основным приемом контроля диалогической речи является беседа по ситуации. В отдельных случаях, если позволяет сюжет, можно предложить учащимся прослушать или прочитать рассказ или просмотреть диафильм и на этой основе составить диалоги от лица основных героев. Сказанное выше о контроле экспрессивной речи учащихся нельзя рассматривать как окончательное решение данной проблемы. Б уточнении нуждаются как основные, так и дополнительные показатели, а также организационные формы контроля.
Контроль рецептивных видов речевой деятельности. Определение показателей понимания речи на слух представляет большие трудности, поскольку невозможно непосредственно проверить результаты внутренней мысли тельной деятельности, которая не имеет внешнего выражения. О том, насколько ученик понял сказанное другим лицом, можно судить по тому, какие картинки ученик подобрал, как он эти картинки расположил (в какой последовательности), какие предложения из перечисленных выбрал и т. д. Понимание прослушанного можно проверить и через другой вид речевой деятельности, например через экспрессивную устную (монологическую) речь, т. е. пересказ услышанного. Поэтому большое значение приобретают приемы проверки понимания прослушанного, так как именно действия или деятельность учащихся, которые являются результатами проверки, и подвергаются анализу и оценке.
К наиболее эффективным приемам проверки понимания речи па слух следует отнести: пересказ на родном языке, ответы на вопросы (вопросы должны ставиться вначале к основным фактам, а после проверки понимания всех основных фактов можно ставить вопросы к дополнительным фактам), нахождение среди серии утверждений тех, которые соответствуют содержанию прослушанного.
К показателям понимания читаемого относится также скорость чтения. Однако этот показатель наличествует не во всех классах. Так, в IV и VI классах, когда учащиеся еще овладевают техникой чтения, скорость чтения не может выступать в качестве основного показателя. Начиная с VII класса скорость чтения является основным показателем наравне с пониманием фактов. Приемы проверки понимания читаемого зависят от видов чтения. Так, для ознакомительного чтения они могут быть теми же, что и для аудирования. К ним можно прибавить, например, задание: «Найдите в тексте и зачитайте предложения, поясняющие или раскрывающие то, что сказано учителем». Перевод на родной язык — самый подходящий прием проверки изучающего чтения.