При работе над произношением в рамках типовых фраз возможны два пути.
Если в образце содержится трудный звук, то он выделяется после того, как фраза произнесена учителем и осмыслена учащимися. Этот звук интенсивно отрабатывается на основе анализа, правил артикуляции и имитации, сочетается с другими звуками. Дальнейшая его отработка происходит во фразе. При этом центр тяжести переносится на интонацию, в частности на отработку фразового ударения, пауз и мелодии.
Если же новый звук не принадлежит к числу трудных, он не выделяется из типовой фразы; учащиеся усваивают его имитативно в процессе работы над фразой. Естественно, такой подход не может быть применен ко всем фонетическим явлениям. В языке есть фонетические явления, обусловленные позиционно, которые можно усвоить только в слове или во фразе, например отсутствие ассимиляции на озвончение в немецком языке или отсутствие оглушения согласных в конце слова в английском языке. Овладение произношением в рамках типовой фразы является наиболее эффективным. Практикой преподавания и специальными исследованиями доказана необходимость двух групп упражнений для обучения слухопроизносительным навыкам: упражнений, формирующих навыки, и упражнений, направленных на поддержание и совершенствование слухопроизносительных навыков. Последняя группа упражнений должна использоваться на протяжении всего процесса обучения языку в школе.
Упражнения для выработки слухопроизносительных навыков принято делить па две основные категории: упражнения в слушании; упражнения в воспроизведении. Упражнения в слушании и воспроизведении образуют единство, необходимое для выработки слухопроизносительных навыков. Материал для упражнений произносит учитель, и в этом случае видимая артикуляция, а также мимика и жесты помогут учащимся в узнавании звуков.
Фонетических упражнений в собственно слушании немного, и они занимают скромное место в процессе обучения. Значительно большее место отводится слушанию с последующим воспроизведением. В процессе выполнения этих упражнений учащиеся совершают пробы, соотнося их с образцом, постепенно освобождаясь от ошибок. Учебные упражнения выполняются следующим образом: учитель сам или с помощью магнитофона дает учащимся образец, учащиеся хором, а затем индивидуально воспроизводят его. Активное слушание и целенаправленное восприятие звуков очень важны. Поэтому следует предварять данные упражнения установками такого типа: «Прослушайте слова, повторите их, обратите внимание на долготу гласных и т. п.» Особое значение имеют упражнения с оппозициями, выделяющие качество звуков путем их противопоставления. К этой группе относятся также упражнения в подборе слов в рифму к тем словам, которые называет учитель. Однако увлечение такого рода оппозициями неизбежно приводит, к включению слов, выходящих за рамки словарного минимума начального этапа.
Упражнения, направленные на поддержание слухопроизносительных навыков, следует выполнять на всем протяжении обучения языку, чтобы воспрепятствовать деавтоматизации этих навыков. Подобные упражнения могут выполняться с эталоном и без него. К этому типу упражнений относятся различные формы фонетической зарядки, в которую включаются наиболее трудные звуки и интонационные явления. В этот тип можно также включить предупражнения, выполняемые перед различными речевыми упражнениями. Они способствуют предупреждению ошибок, так как в них включаются фонетические явления, которые учащиеся должны будут затем употребить в речевой деятельности (в устной речи или в чтении). К упражнениям этого типа относится заучивание и произнесение стихотворений, считалок, кратких диалогов, небольших связных рассказов.
В процессе выполнения всех фонетических упражнений большую роль играет хоровая работа учащихся. Хоровая работа очень эффективна при обучении произношению, так как она стимулирует воспроизведение фонетических явлений учащимися всего класса, развивая у всех одновременно новые артикуляционные привычки. Кроме того, хоровая работа является важным средством слуховой наглядности, поскольку в хоре хорошо подчеркивается специфика звука. Она должна проходить организованно. Учащиеся должны знать, что в хоре каждому следует говорить вполголоса, но очень четко.
Итак, при составлении и проведении фонетических упражнений целесообразно руководствоваться следующими методическими положениями: исходить из характера произносительных трудностей, учитывать двусторонний процесс обучения, осуществлять взаимосвязь обучения произношению с формированием лексических и грамматических навыков и развитием умений в различных видах речевой деятельности.