Материалы для обучения чтению.

Учебные материалы имеют особое значение при обучении чтению, так как от их характера зависит, будет ли чтение протекать как речевая деятельность учащегося или как упражнение. Содержание текстов способствует/не способствует появлению мотива деятельности, а их языковое оформление (в первую очередь степень посильности для учащегося) обеспечивает/не обеспечивает условия для ее протекания. Поскольку учитель в данном случае в значительной мере лишен возможности изменять или варьировать материалы для чтения, то практически успех обучения определяет качество текстов учебников и учебных пособий, издаваемых для школы.

Наряду с текстами для обучения чтению используется также «разрозненный» материал, который условно можно назвать элементами текста (изолированные слова, группы слов, предложения, группы предложений, отдельные абзацы). Ему обычно принадлежит вспомогательная роль — он составляет содержание различных упражнений, предназначаемых для овладения языковыми единицами, элементами техники чтения, отдельными приемами чтения, и его выбор в значительной мере является производным от отбора текстов. Проблема отбора (составления) текстов является поэтому одной из центральных в методике обучения чтению. От ее решения во многом зависит осуществление тех практических, образовательных и воспитательных задач, которые стоят перед иностранным языком как учебным предметом в средней общеобразовательной школе.

Требования к текстам на иностранном языке можно объединить в две группы — требования к их содержанию и требования к языку текстов.

Требования к содержанию текстов. Требования к содержанию текстов обычно формулируются в зависимости от того, развитие какого вида чтения имеется в виду. При этом одни авторы сосредоточивают свое внимание на текстах, предназначенных для развития какого-либо одного вида чтения (И. А. Грузинская, В. А. Щеголева, М. Л. Вайсбурд, 3. В. Егорова и др.), а другие касаются требований к текстам для развития двух видов чтения (В. Д. Аркин, И. Д. Салистра и др.). Анализ показывает, однако, что эти требования в основном совпадают, и это вполне закономерно, поскольку все тексты предназначаются для решения одних и тех же образовательных и воспитательных задач, стоящих перед изучением иностранного языка.

Назовем основные требования к содержанию текстов.

Учащихся волнуют морально-этические вопросы, проблемы личного и общественного в жизни, вопросы происхождения нравственных норм, идеалов, понятий и целый ряд других, на которые тексты должны помогать им найти ответы.

Следующие требования — познавательная ценность текстов и научность их содержания. Важность этих требований обычно аргументируется образовательными и воспитательными задачами, стоящими перед иностранным языком как учебным предметом. К этому следует добавить, что необходимость этих требований обусловлена и спецификой чтения как речевой деятельности, направленной на получение информации, пополнение фактических знаний учащихся. Тексты должны достоверно отображать действительность, приводимые в них факты должны освещаться с позиций марксистской методологии.

Важное требование — соответствие содержания текстов возрасту учащихся. Несмотря на то что это требование является общепризнанным, в методической литературе до самого последнего времени отсутствовали какие-либо конкретные указания на то, в чем же проявляется соответствие содержания текстов возрасту (возрастным интересам, запросам) учащихся и совпадает ли оно с их читательскими интересами на родном языке. В настоящее время эта проблема привлекает внимание исследователей, и в этой области уже получены некоторые результаты , которые свидетельствуют о том, что успешность обучения чтению зависит от того, насколько значимы в глазах учащегося предлагаемые ему тексты, так как только в этом случае возможно возникновение интереса, который, в свою очередь, выступает в качестве мотива деятельности.

С. Фоломкина

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее
Интернет Магазин Женской Одежды Вторым важным качеством, которое нужно искать у производителей готовой одежды из Киева, является количество доступного разнообразия. Всегда лучше, когда вы можете просматривать большее количество одежды, когда выбираете вещи.

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard