Волго-Донской канал.

В последние десятилетия отличаются заметным усилением природно-преобразовательной деятельности человека. Используя законы природы для удовлетворения своих потребностей, человечество создает природно-технические геосистемы, т. е. территориальные комплексы, в которых природные и технические элементы связаны в единое целое. Примером такой преобразовательной деятельности является и Волго-Донское соединение, которому в июле 2002 г. исполнилось 50 лет со дня его официального открытия.

Район наибольшего сближения Волги и Дона простирается на 70-75 км с севера на юг и на 60-65 км с запада на восток. Кроме того, в нижнем течении Волга сближается с одним из притоков Дона — Иловлей. Иловля впадает в Дон примерно в 100 км выше Калача и на значительном протяжении течет почти параллельно Волге, а в районе города Камышина между Иловлей и Волгой всего 27 км.

Уникальной природной особенностью Волго-Донского водораздела является то, что волок между Волгой и Доном соединяет нижние течения двух крупных рек и не приводит к трудностям, связанным с малым количеством воды на верхнем течении, извилистостью, а нередко и порожистостью. Это издавна делало Волго-Дон привлекательным для транспорта.

Гребень водораздела проходит по Приволжской возвышенности, деля ее на волжский и донской склоны. Средняя высота водораздела составляет 128 м над уровнем моря. Водораздельный участок прижат к Волге, причем волжский склон расчленен глубокими балками и оврагами, имеющими часто вид каньонов.

Существенной чертой Волго-Донского водораздела является маловодность. По многолетним данным, среднее количество осадков за год здесь всего 330 мм. В то же время из-за высоких летних температур на водоразделе (1б°-24,5°С) испарение достигает значительных величин. Таким образом, Волго-Донской водораздел можно охарактеризовать как довольно высокий и маловодный.

Идея Волго-Донского соединения на разных этапах общественно-экономического развития принимала различные формы. Сначала это соединение носило характер примитивного волока1. Во второй половине XVI в. турками была осуществлена попытка устроить через Волго-Донской водораздел «перекопь». Дважды намечались военные походы на Астрахань (вверх по Дону с перевалом на Волгу и спуском по ней до Астрахани). На переволоке планировалось поставить города на Дону и против переволоки на Волге, а между городами перекопать переволоку и пустить воду. Однако военачальники пришли к выводу о невозможности этого предприятия.

После взятия русскими войсками Азова в 1696 г. Петр I начинает заботиться о создании удобного водного пути к Азову из внутренних частей страны. Был выбран путь по Волге через водораздел Камышинка — Иловля и далее вниз по Дону. Это была первая попытка создания шлюзованного Волго-Донского канала. В создании такого канала Петр видел военно-стратегическую коммуникацию, ставились также и экономические цели, пока лишь локального значения. Но в 1701 г. из-за начавшейся войны со Швецией работы были прекращены.

Тогда же был издан указ о начале работ на Иван-озере. Соединение через Ивановское озеро связывает притоки Волги второго и третьего порядка (Чпу и Шатъ) с самыми верховьями Дона. Канал предполагалось строить для организации военно-стратегической коммуникации с Азовом, торговли через Азовское и Черное моря со Средиземноморьем, транспортной связи с Воронежем для поддержания там судостроения. Однако маловодность водораздела не позволила довести строительные работы до конца.

Вопрос о прорытии канала между Волгой и Доном возникал снова по мере роста внешней и внутренней торговли через Азовское море, а также в связи с развитием промышленности.

Интересен проект Волго-Донского соединения 1826-1832 гг., составленный инженером Крафтом. Трудности, вытекающие из природных особенностей Волго-Донского водораздела. Крафт попытался разрешить весьма прямолинейно. Он планировал провести канал горизонтально, под водоразделом — в туннеле. Это предложение было смело и оригинально, но фантастично, учитывая уровень развития техники XIX в.

Впоследствии инженеры неоднократно возвращались к идее Волго-Дона. Проблему маловодности предполагалось разрешать путем создания накапливающих водохранилищ, либо накачивания воды из Дона. В 1920 г. Ф. П. Моргуненковым был составлен проект Волго-Дона. который впервые отражал новый принцип комплексного использования водных ресурсов-, кроме транспорта, были введены энергетика и орошение. Однако вновь составленные проекты Волго-Дона также оставались неосуществленными из-за ряда крупных гидротехнических проблем, низкого уровня развития производительных сил, внутренних противоречий в стране.

Строительство канала стало возможным лишь в середине XX в. В декабре 1950 г. Правительством СССР было принято решение «О строительстве Волго-Донского судоходного канала и орошении земель в Ростовской и Сталинградской областях». Решением Совета Министров СССР Волго-Донскому каналу было присвоено имя В. ИЛенина. Транспортное значение канала в первый же год его эксплуатации стало рентабельным.

Волго-Донской канал является частью большого комплекса сооружений. Канал начинается в 47 км ниже Волгоградского гидроузла и выходит к Дону в 10 км ниже г. Калач-на-Дону.

Продольный профиль канала асимметричен — водораздельный участок сдвинут к Волге, которая на 44 м ниже Дона. Канал имеет 13 больших шлюзов высотой около 10 м — 9 шлюзов на волжском склоне и 4 на донском.

Проблема питания канала решена путем создания трех насосных станций, накачивающих воду в три последовательно расположенных водохранилища, по которым частично идет и водный путь. Донская вода подается в Карповское водохранилище (нижний бьеф шлюза № 12), из которого перекачивается в Береславское (нижний бьеф шлюза № 10) и соединенный с ним участок канала, и затем в Варваровское водохрани, шще (шлюз № 9). Общая длина канала составляет 101 км, из которых 45 км приходится на водохранилища.

В канале значительное влияние на управляемость судов и составов оказывает стесненность судового хода. Так, гарантированные габариты судового хода (проектный уровень) составляют: глубина — 4,0 м; ширина — 38 м; минимальная длина камер шлюзов — 145 м; высота судов не должна превышать 14 м. Грунт на Волго-Донском канале — глина, суглинок, супесь. Откосы канала укреплены камнем и бетонными плитами.

Преобразование любого элемента гидрографической сети неизбежно влечет за собой перестройку взаимосвязей водного объекта с окружающей средой, меняет физические, био- и геохимические процессы в водной массе, видоизменяет существующие и создает новые естественные ресурсы.

Так, результатом создания подпорных водохранилищ явилось уменьшение скорости течения в речной системе. Это, в свою очередь, ведет к уменьшению способности реки к самоочищению, увеличению времени контакта речной воды с дном и берегами, а значит, к заилению. Водохранилища привели к подъему уровня грунтовых вод и, как следствие, к заболачиванию земель. Изменился внутригодовой режим распределения речного стока в сторону увеличения доли летнего стока.

Волго-Донское соединение изменяет также микроклимат прилегающих районов, оказывая весной охлаждающее влияние на прибрежные территории, а во второй половине теплого периода — отепляющее. Вследствие увеличения площади обводнения территории (из-за орошения) увеличилась влажность воздуха. В результате уменьшилась континентальность климата.

Создание гидротехнического сооружения привело к изменению почвенного и растительного покрова в прилегающей береговой зоне, возникли гидроморфные ареалы с соответствующими видами фауны и флоры. Вследствие смешения донской и волжской воды осуществляется обмен планктонными организмами.

Народно-хозяйственное значение канала определяется прежде всего его географическим положением. Поскольку после распада СССР Россия лишилась многих южных портов, значение Волго-Донского соединения для внешнеэкономических связей Ростовской области и страны в целом возросло.

В настоящее время Волго-Донской судоходный канал является одной из важнейших водных транспортных магистралей России. По каналу в больших объемах осуществляются перевозки пассажиров, а также грузов, среди которых первое место по объему занимают лес, уголь, хлеб, минерально-строительные грузы.

По водному пути осуществляются экспортно-импортные перевозки на судах смешанного «река-море» плавания. Волго-Донской канал входит в общеевропейский транспортный коридор, соединяющий государства Дунайской) речной системы со странами Азовско-Черноморского бассейна. Система «р. Дон — Волго-Донской канал — р. Волга» через Каспийское море связывает Россию с Центральной Азией, Закавказьем и Ираном.

Воды канала, водохранилищ ирекиДон используются для орошения и обводнения сельскохозяйственных угодий, а также для разведения рыбы.

Однако для экономически выгодного использования Волго-Донской воднотранспортной системы необходимо реконструировать морские и речные порты в Ростове-на-Дону. <Азове и Таганроге, а также провести работы по расширению пропускной способности Волго-Донского канала.

\\Тимофеева В. В.

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее


Разное:

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard