Мартинов гусь. 11 ноября католическая церковь отмечает день памяти святого Мартина Турского (316-397 гг.). Накануне этой даты, т. е. 10 ноября, собираются на праздничный ужин жители провинции Сконе и выходцы из этой местности, проживающие в других городах Швеции.
Мартин Турский — христианский монах-отшельник, бывший епископом города Тура (Франция), один из самых почитаемых святых в европейских странах. Он отличался необыкновенной добротой, в разных жизненных ситуациях (некоторое время принадлежал к военному сословию) проявлял заботу о нищих, голодных, бедных и больных.
Внешнее и внутреннее обаяние этого служителя притягивало к нему людей. Народ прозвал его Милостивым. Сохранилось предание, как он спас от смерти нищего, замерзающего от холода. Будучи тогда офицером, он разорвал свой теплый плащ и укрыл им беднягу. По поводу гуся существует несколько легенд. Одна из них связана с избранием Мартина на должность епископа. Якобы, не желая этого, он решил скрыться и замаскировался в стае гусей, но животные, отличающиеся не слишком общительным нравом, выдали его своими криками. Мартин приказал через некоторое время уничтожить в местности всех гусей, что люди и исполняли с удовольствием, т. е. поедали их. Другая версия существует в Австрии. Здесь 11 ноября был днем сбора долгов и рыночным днем, а самой распространенной платой выступали гуси.
Так или иначе, обычай поедания гусей сохранился и в Швеции. Возник он во Франции и распространился как триединство — гусь, вино, Мартин. Из Франции обычай переместился в Германию, а затем и Швецию. Самое первое письменное свидетельство о гусях относится к 1567 г., и вплоть до XVIII в. они являлись обязательным блюдом в кухне высшего общества. Уже более 200 лет, как гуси стали редкостью в Швеции, обитали они только на землях провинции Сконе. Именно поэтому родиной обычая и считают этот район страны.
В начале трапезы на стол подают весьма оригинальное блюдо — «черный суп». Его приготавливают на бульоне из гусиной или свиной крови и сильно заправляют специями.
Не каждый житель Сконе решается его попробовать. Обычно рядом ставят обычный бульон. Следующее блюдо — жареный гусь.
Третьим блюдом (десерт) является яблочный пирог или торт spettrara высотой в 1 м.
Эти три блюда стали для жителей Сконе символом их родного края.
Васалоппет. Большой популярностью в Швеции пользуются лыжный спорт и хоккей. Лыжные прогулки устраивают каждые свободные выходные, а детей, которые еще не умеют самостоятельно передвигаться, берут с собой, сажая их в специальные рюкзаки с сиденьями.
Состязанию лыжников, которое проводится в Даларне, более 400 лет. Призом является небольшой ярко раскрашенный деревянный конек (далахаст). Изначально в этих местах родители вырезали такого конька для своих детей, но постепенно он распространился за пределы провинции и стал любимым сувениром в стране.
По сути, Васалоппет — это забег, посвященный первому шведскому королю Густаву Ваза, или Васа (по-шведски). История гласит, что после учиненной датчанами в Стокгольме жестокой резни, жертвами которой стали старики, дети, женщины, народному терпению пришел конец. В истории Швеции этот акт получил название «стокгольмской бани». Шведский дворянин Густав Ваза, бежавший из плена, пробрался в Даларну, окруженную густыми лесами, которых датчане немного сторонились.
На центральной площади города Мура Ваза призывал жителей подняться на борьбу против Дании. Народ привык держать данное кому-нибудь слово, поэтому, решив продумать все последствия этого решения и не торопиться, четкого ответа не дал и разошелся.
Ваза покинул город и отправился к границе с Норвегией, в город Селен. Решившись, жители Мура послали вслед за ним двух гонцов с сообщением, что местное население готово выступить в защиту национальных интересов. Расстояние, разделяющее два города, лыжники пробежали в кратчайшее время и изменили историю страны — отсюда началось народное движение за независимость.
С тех пор ежегодно в Швеции устраивается пробег. Он традиционно проходит между городами Мура и Селен.
Победители получают больших коньков, а участники забега — маленьких. Здесь помнят, что самым главным в те смутные времена было участие всего шведского народа в судьбе своей страны.