Обычный кочевой лагерь состоит из нескольких хозяйств и объединяет до 30 человек. Мавританские кочевники — уникальные люди, обладающие удивительным знанием пустынных районов. Они знают в лицо каждую возвышенность, каждую дюну и ущелье, которые различаются богатством собственных имен. По известным только им ориентирам, неведомым большинству людей, они проводят караваны по безбрежным пустыням от одного колодца к другому. Знание топографии и топонимики, закрепленное на визуальном уровне, передается по наследству и составляет память поколений.
Колодцы в пустыне - источник жизни. В Мавритании известны 2 типа колодцев. Вир - это глубокий колодец (до 80 м глубиной), поставленный специальными мастерами и известный всем кочевым племенам. Чаще всего его расположение наносится на карты. Другой вид -архан - представляет собой временный, неглубокий водосборный колодец. О существовании таких колодцев знают немногие посвященные, о них не говорят. Найти колодец в пустыне, ориентируясь на местности, - это целая наука.
Кормовые угодья и, главное, колодцы являются по традиции общинной собственностью тех племен, которые первыми их освоили и пользуются длительное время.
Жилище кочевника — шатер — представляет собой большую черную палатку, которой пользуются номады на территории от Атлантического океана до берегов Персидского залива. Он сшит из полос грубой шерстяной материи из овечьей и верблюжьей шерсти. Толстая ткань длиной и шириной от 6 до 10 м подпирается деревянными распорками и закрепляется кольями. В ней помещается от 6 до 8 человек. Существует и облегченный вариант шатра — палатка, натянутая на деревянную основу, сшитая из хлопчатобумажной ткани и использующаяся как дополнение к основному жилищу или для перемещений на расстояние 1 дня от кочевья. Внутри шатра обстановка более чем скромная: подушки, подстилки, покрывала из козьих шкур и предметы обихода. Особое место отведено чайнику, посуде и зеленому чаю.
О последнем обстоятельстве следует рассказать подробнее. Чаепитие в Мавритании — это очень частая и важная церемония. Она, как правило, завершает трапезу и сопровождает прием гостей. Используется только зеленый чай. Очень сладкий чай с мятой мавританцы предпочитают любым другим освежающим и горячительным напиткам. Приготавливает напиток только мужчина — хозяин или его уважаемый гость. Процедура длительная, ведь сначала чай заваривают, затем, не спеша, разливают не в чашки, а в стаканы, стоящие на металлическом подносе. Чайник — предмет особого искусства и гордости. Во-первых, он всегда украшен росписью или резьбой, во-вторых, имеет нетрадиционную форму, во всяком случае, не привычную нам. Чайник мавританцев шарообразный и напоминает уменьшенное в размерах автомобильное колесо. Наливают чай, высоко подняв его. Чаепитие в Мавритании — это неторопливая и торжественная процедура.
Традиционно мавританцы разводят скот не для продажи или получения продуктов питания, а для самоцели — увеличения поголовья стада. Скотоводство всегда было здесь престижным занятием — по количеству скота определялся социальный статус человека. Это настолько срослось с сознанием мавританцев, что многие из них, перейдя к оседлому образу жизни, превратившись в горожан, устроившись на постоянную работу, все равно покупают скот, нанимают пастухов и считают эту часть своей жизни наиболее главной.
Верблюды для кочевников — это самое важное. Собственно, им и посвящена жизнь. Особенно почитаемыми являются одногорбые верблюды-дромадеры. Эти «корабли пустыни» олицетворяют традиционный образ и жизнь кочевника. Видимо, поэтому они так же горды и самозначительны, как и их владельцы. Или наоборот..