Это еще один символ Туниса, равнозначный в представлении европейцев восточной роскоши и неге. На рубеже XIX-XX веков он стал своеобразной модой, главным образом, в богемных и декадентских обществах.
Тогда, конечно, на Западе и Востоке курили гашиш. В наше время в Тунисе кальян и наркотики уже никто не связывает. Эта процедура происходит вечерами, когда мужчины посещают специальные заведения, где курят кальян, пьют кофе и беседуют. Такая форма отдыха в Тунисе называется «наргиле», а заведения имеют на вывеске эмблему кальяна. Клиентов здесь так уважают, что не закрываются до тех пор, пока не уйдет последний человек.
Для кальяна в Тунисе используют специальный табак — шиша (яблочный табак). Его приготавливают из табака, меда и тщательно измельченных сушеных яблок. Сначала на табак (обычно крепкий) кладут раскаленные угли, затем прикрывают фольгой, а сверху выкладывают смесь.
От отверстия в трубке в сосуд с водой спускается длинная трубка — дым сначала проходит через воду, очищается, а затем уже поглощается курильщиком.
Трубки меняют очень часто, мундштуки предлагают в пользование, но обычно посетители заведения используют личные, инкрустированные серебром или золотом.
Некоторые любители прерывают затяжки, чтобы сделать глоток кофе. Они же утверждают, что курить кальян гораздо безопаснее, чем сигареты.
Курение кальяна в Тунисе — традиционный ритуал, действия которого строго соблюдаются. Это лишь одна из форм человеческого общения.
Сельские жители Туниса не увлекаются курением кальяна, но в больших городах это популярное и даже распространенное явление. Кафе, приглашающие посетителей приятно провести время за любимым занятием, называются «Магжд шиша» (кафе с кальяном). Совсем недавно правительство призвало своих граждан курить кальян только в закрытых заведениях, запретив использовать для этой цели открытые веранды и террасы.
На юго-востоке страны расположен город гончаров — Набуль. Он весь состоит из больших и маленьких гончарных мастерских. Гончары Набуля работают с гончарным кругом. Поместив на него кусок глины, мастер босыми ногами приводит в движение педаль, а затем легкими неуловимыми движениями, чуть дотрагиваясь до исходного материала, превращает его в произведение искусства. Чего только не делают искусные ремесленники: кувшины, тарелки, медальоны, барельефы и т. д. Затем готовую форму передают в другую мастерскую, где ее расписывает художник, у которого работают несколько помощников. Как правило, это мальчики или юноши. Их основная работа заключается в растирании красок. Сидя на высоких стульях, подмастерья на кафельных плитках растирают краски тонкими жестяными пластинами. Причем, каждому из них оверено растирать краску определенного цвета: красную, синюю или желтую. Затем они приступают к декорированию изделия — покрывают, например, кувшин своей краской в соответствии с эскизом или по памяти.
Выполнив свою работу, юноша оставляет кувшин сохнуть. Так по очереди мальчики накладывают нужные краски. В заключение мастер наносит непосредственно рисунок: птицу, рыбу либо цветок.
Ежегодно гончары Набуля отмечают свой профессиональный праздник. Для этого организуется праздничное шествие к могиле марабута Сиди-эль-Кхаши. Процессию возглавляют два человека, накрытые одной шкурой. Их поведение напоминает русских, представляющих лошадь. За ними следуют семьи гончаров, члены которых облачены в праздничные галабеи. Они поют песни, которые гончары веками исполняли на этом празднике. На могиле марабута согласно народной традиции приносят в жертву духу святого овцу и совершают трапезу, а затем долго веселятся.