Кто бы мог подумать, что почти с самого основания Музея восковых фигур Гревен в Париже ведущим его скульптором был русский скульптор Бернштамм. Каким же образом Бернштамм оказался во Франции, где он прожил долгие годы и где закончил свои дни в 1939 году?
Родившийся в 1859 году в Риге, он учился в Петербургурсгой Академии художеств по классу скульптуры. За умение передавать внешнее сходство начинающий скульптор уже с двадцати лет получает заказы на скульптурные портреты. Продолжая обучение в Париже, он стал учеником французского скульптора Антонена Мерсье, известного в то время своими надгробными памятниками. Неслучайно, в 1855 году именно Бернштамму, ученику Мерсье, предложили пост ведущего скульптора в недавно появившемся в Париже Музее восковых фигур. Более четверти века деятельность Бернштамма будет связана с этим музеем, скульптор оставит свой пост только в 1912 году.
Музей восковых фигур был открыт в Париже в 1882 году. Идея принадлежала двум известным в то время людям — Артуру Мейеру, журналисту и директору одной из парижских газет, для которого новый музей был своего рода той же газетой, только состоящей из лепных фигур видных персонажей того времени, и художнику Альфреду Гревену, чье имя и носит музей.
Музеи восковых фигур уже существовали в то время в Европе. В Швейцарии, например, еще в XVIII веке появился музей, созданный неким Жаном Кристофом Кюртиусом (Curtius), забытым в настоящее время. Тогда как его родная племянница, выйдя замуж за Франсуа Тюссо (Tussaud), эмигрировала с мужем в Англию, и ее стараниями там тоже появился музей восковых фигур, и кто не слышал о знаменитом Музее мадам Тюссо в Лондоне!
За долгие годы работы в музее Гревен Бернштаммом было создано множество восковых фигур, музей Гревен даже наградил его бриллиантовым крестом. К сожалению, в настоящее время в постоянной экспозиции музея почти ничего не осталось из его работ, что вполне естественно, так как оставаясь «газетой в скульптурной форме музей постоянно пополняет свою коллекцию современными персонажами. Но музей сохраняет исторический отдел с композициями, иллюстрирующими историю Франции. К годовщине празднования столетия со дня Великой революции 1789 года в музее Гревен была устроена выставка из восковых фигур ее главных героев и знаменательных эпизодов. Некоторые из них сохранились в музее до сих пор, как, например, сцена убийства Марата, датируемая 1793 годом, и эта скульптурная композиция, по утверждению хранителя музея, работы Бернштамма. Как известно, Жан-Поль Марат, известный политический деятель Французской революции, был убит Шарлоттой Корде, видевшей в нем одного из организаторов Террора. «Друг народа» Марат был убит в ванной, где по причине болезни был вынужден проводить много времени, работая и принимая посетителей. Сцена состоит из трех персонажей — самого Марата, Шарлотты Корде и Симоны Еврар, «сердечного друга» Марата. Фигура Марата, агонизирующего в ванне, напоминает известную одноименную картину художника Давида. Шарлотта Корде, обращенная спиной к зрителю, несколько повторяет жест центральной фигуры «Свободы на баррикадах» известного горельефа Рюда, как бы оправдывая свой акт необходимостью освобождения от тирана.
Восковая фигура агонизирующего «друга народа» находится в подлинной ванне, в той, в которой Марат и был убит. Эта ванна в форме сабо была куплена музеем в Бретани у одного кюре. По словам хранительницы музея, сейчас, во избежание всех сомнений в подлинности этой исторической реликвии, собираются сделать тест на АДН, так как на дне ванны несомненно остались невидимые следы крови этого убитого ударом ножа революционера.
По своей исторической значимости, может быть, из всей постоянно пополняющейся новыми персонажами экспозиции Музея восковых фигур, сцена убийства Марата с восковыми фигурами Бернштамма остается одной из самых интересных.