Мамаллапурам, до недавнего времени известное как Махабалипурам («город великих воинов») — это небольшое курортное местечко, которое находится в 60 км южнее Мадраса-Ченная.
Махендраварман (VII в.), положивший начало истории индийской архитектуры и скульптуры юга страны, ввел обычай высекать храмы в скалах. Нарасим-хаварман, его сын, основал город Мамаллапурам, или Махабалипурам, и построил семь так называемых пагод — храмов, каждый из которых высечен в больших валунах. Для украшения храмов в скалах были высечены прекрасные рельефные скульптуры.
В Махабалипураме четко прослеживаются четыре различных вида ансамблей из камня. Первые три созданы из монументальных камней, четвертый — из отдельных камней:
1) барельеф (Кришна — Шива);
2) пещерные храмы;
3) 5 ратас — слон, буйвол, лев, тигр;
4) 7 пагод — храмов, построенных из отдельных камней (в честь Шивы и Вишну).
Наскальные рельефы, украшающие все строения, отражают мифы о происхождении реки Ганг, о ее нисхождении на землю (VII в.).
В свое время Махабалипурам был военным и торговым портом империи Паллавов.
Береговой храм — Shore Temple — ранее носил название «семь пагод», был построен из гранитных камней. Сейчас он сильно разрушен из-за влияния соленой морской воды, сохранилось только три храма, встроенные один в другой. В двух внешних храмах, обращенных на запад и восток, можно увидеть характерный для Паллавов алтарь. Средний храм был как бы воздвигнут над полулежавшим богом Вишну.
Mahishasure Mandapam находится к северу от пяти ратае, на барельефе строения изображен спящий Вишну. Вишну отклонился на змею Адисеша (Ананту), которая высунула свои пять голов и пытается выползти из-под спящего. На правой стороне барельефа изображается переломный момент в битве между Дургой, восседающей на тигре, и демоном Махиша, изображенным с головой буйвола.
Krishna Mandapam изображает бога Кришну (одно из перевоплощений бога Вишну), держащего гору Говардхану и собирающего людей под собой как под крышей, спасая их от потока воды, ниспосланного богом Индрой.
Varaha Mandapam изображает Вишну в образе борова (varaha). Напротив — тот же Вишну, но уже в образе карлика. На задней стене слева восседает Лакшми на троне из лотоса, в окружении служанок, предлагающих кувшины воды двум слонам. Справа изображена Дурга под зонтом, символизирующим высшее происхождение, сан. У ее ног распростерся мужчина, приносящий себя в жертву, обезглавив себя (высшее жертвоприношение). Рядом с Дургой находятся средства ее передвижения — тигр и газель, символы чистоты.