Литература Индии.

Индийская драма как вид искусства рассчитана на то, чтобы вызвать у зрителя одно из восьми (девяти) чувств-раса («сок, вкус») — любовь, отвагу, отвращение, гнев, страх, скорбь, удивление, веселье, покой, из которых предпочтение отдается любви и отваге.

На классическом санскрите создано большое количество лирической поэзии. Лирика, не включенная в драматургические произведения, носит как светский, так и религиозный характер, и различие между ними далеко не всегда очевидно. Светская поэзия эротична, любовь в ней преподносится как искусство или наука, она наполнена описаниями природы. Большая часть лирической поэзии состоит из вереницы не соединенных между собой строф, тщательно продуманных с точки зрения общего настроя, выбора слов и размера.

Древнейшими лирическими произведениями Индии можно считать гимны «Ригведы», к этому же жанру принадлежит «Бхагавадгита». Большое количество религиозной лирики было создано буддистами и джайнами, а поэты-индусы до сих пор сочиняют подобные произведения на санскрите и местных языках.

Значительную часть санскритской литературы составляет художественная проза, а именно: притчи, сказки и романы. Индийские сказки по древности не уступают «Ригведе», содержащей намеки на волшебные элементы под видом мифов. Санскритские авторы составили множество собраний подобных сказок, неизменно включенных в обрамленное повествование. Одним из самых известных произведений этого типа является «Великая сказка Гунадхъи», датируемая ранее VI в. до н.э. и составленная, в соответствии с традицией, на пракрите пайшачи («язык демонов»), но впоследствии утраченная в этой форме.

Наиболее известным произведением жанра басен о животных, весьма распространенного как в древней, так и в современной Индии является «Панчатантра» (Пять трактатов), созданная в III—IV вв.

Обширные собрания историй о любви, составлены джайнами. Одним из наиболее выдающихся подобных творений является «Жизнеописания шестидесяти трех выдающихся личностей», созданное на санскрите ученым, грамматистом, писателем и монахом Хемачандрой (1089-1173).

Литература на региональных языках. Индийская литература на региональных языках очень обширна. Большая ее часть пользуется санскритскими источниками, подвергая при этом последние индивидуальной переработке и наполняя их значением, актуальным для тех, кто не владеет санскритом.

Самая древняя литература на дравидском языке тамил и, произведения на этом языке продолжают создавать и по настоящее время. Ее ранние памятники датируются I в. н.э. Наиболее известный из них — «Стихотворные афоризмы» ткача Тируваллювара, жившего между I и V вв.

Литература на местных языках состоит преимущественно из произведений, большей частью посвященных Кришне и Раме как воплощениям бога Вишну.

Современная индийская литература. Особенное развитие литература на местных языках получила во второй половине XIX в. Именно тогда возродились старые традиционные жанры и были адаптированы и усвоены некоторые западные литературные формы.

Наиболее мощной, яркой и исторически значимой является литература, зародившаяся в Бенгалии. Интеллектуальное и духовное пробуждение, произошедшее в Бенгалии в середине XIX в., обеспечило бенгальцам культурное и отчасти политическое лидерство в индийском национальном движении вплоть до XX в. Одним из наиболее ярких писателей этой области Индии является Б. Ч. Чаттерджи (Бонкмчондро Чоттопадхай). Его романы, подобные «Обители радости» (1881), способствовали становлению национального сознания не только в Бенгалии, но и по всей Индии. Именно его песнь «Приветствую тебя, Родина-Мать» стала гимном движения за независимость, а после ее достижения считается главной песней Индии наряду с гимном «Душа народа», сочиненным Р. Тагором.

Тагор (Робиндронатх Тхакур, 1861-1941) является еще одной яркой фигурой современной бенгальской литературы. В 1913 г. Тагор, автор романов, пьес и поэтических произведений, стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Поэт М. Икбал (1876-1938) сыграл аналогичную роль в культурном самоопределении мусульман Северной и Северо-Западной Индии.

Рассказы на хинди Премчанда (1880-1936) ярко живописуют традиционную жизнь в Центральной Индии, хотя и не могут считаться произведениями, обладающими аналогичной исторической и культурной важностью.

Вышеприведенные выборочные примеры лишь в самом общем виде передают разнообразие и богатство современной индийской литературы на национальных языках. Национальная литература получила мощный стимул к дальнейшему процветанию в связи с обретением независимости Индии и с решением центрального правительства реорганизовать штаты внутри Индийского союза на основе 14 главных региональных языков.

В 1954 правительством Индии была учреждена Литературная академия, призванная оказывать интеллектуальную и финансовую поддержку региональной литературе, включая исследование и публикацию фольклорного материала наряду с переводом основных произведений с одного регионального языка на другой.

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее


Разное:

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard