Конституция 1950 г. отменила все виды кастовой дискриминации, т.е. уравняла касты в их правах, но не отменила само деление на касты. По сей день некоторые кастовые традиции остаются в силе и люди по-прежнему действуют в соответствии со своей кастовой принадлежностью.
Брахманы и сегодня сохраняют свое господствующее положение в жизни религиозных общин и каст. Они делятся на несколько разрядов, соответствующих высшим и низшим кастам.
Вторая группа каст — кшатриев (военачальники, поенная знать, администраторы и чиновники в различим х княжествах, раджи, магараджи) — и в настоящее время все еще сохраняет ряд своих преимуществ, а их представители продолжают причислять себя к варне кшатриев.
Границы влияния третьей варны -— вайшьев — уже не так определены. Но тем не менее представители многих каст продолжают причислять себя к вайшьям.
Первые три касты, или варны брахманов, кшатриев, вайшьев, по сегодняшний день считаются высшими, привилегированными, их представители называют себя «дважды рожденными».
«Шудры» («единожды рожденные») лишены этих сословно-религиозных прав. Они являются изгоями общества. Им запрещается приобщаться к культу высших, изучать священные книги, входить в тесное общение с «дважды рожденными». Из них формировались низшие разряды — касты ремесленников, слуг, уборщиков, мусорщиков, стиральщиков белья, полурабов (долговых рабов).
Помимо шудров, в Индии существовал и существует по сегодняшний день еще более низкий слой общества — парии, или неприкасаемые. Их Махатма Ганди («отец нации») назвал «хариджанами» — «божьими людьми», забытыми богом и людьми. Представители этой касты отвергнутых обществом людей жили в изгнании, в резервациях или в пределах недосягаемости.
Каждая каста придерживается очень сложной системы кастовых правил, регламентирующих абсолютно все стороны жизни: как есть и пить, как молиться, когда поститься, с кем и как разговаривать. Особенно строго регламентируется кастовым обычаем жизнь наиболее угнетаемых каст.