Люди селились в Лимузене с глубокой древности. Так, неподалеку от деревушки Шапель-о-Сен в 1908 г. обнаружен скелет человека, которого палеонтологи считают самым характерным представителем неандертальцев. Кельты, лигуры, иберы сменяли друг друга на этой земле. В середине I в. н. э. Лимузен завоевали римляне, позднее ему не удалось избежать нашествий варваров.
Возрождение края началось в годы правления короля франков Хлотаря II (584—628) и его сына Да-гобера (629—639). В X в. Лимузен раздробили на несколько феодальных владений, и от него отделилось графство Марш. Все эти территории заполучила Англия, когда Альенора Аквитанская вышла замуж за английского короля Генриха II Плантагенета.
В XIV в. Лимузен добился независимости от Англии. В состав французского королевства его включили в XVII в., когда он стал провинцией со столицей в Лиможе. С этого времени область начала бурно развиваться. К ковроделию, существовавшему здесь с XV в., в XVI в. прибавилось оружейное дело. Росли города, и строились дороги. В XVIII в., после появления картофеля, сельское хозяйство стало давать больше прибыли. Заметим, кстати, что распространение картофеля здесь происходило иначе, чем в России, где его насильственное внедрение привело к «картофельным бунтам». Во Франции засеянные картофелем поля стерегли сторожа, однако им было приказано смотреть на воришек сквозь пальцы. Наличие охраны доказывало крестьянам ценность нового растения, и они стремились любыми способами заполучить его.
В III в. Лимож обратил в христианство святой Марсьяль, который стал его первым архиепископом, а после смерти был здесь похоронен. Город украшает величественный собор Святого Стефана, воздвигнутый в XIII—XIV вв., с замечательным порталом в стиле пламенеющей готики и с чудесными витражами XV— XVI вв.
Слава керамики из Лиможа идет со времен средневековья, и в городском музее эмалей собраны непревзойденные шедевры мастеров разных эпох.
ПЬЕР ОГЮСТ РЕНУАР
Лимож — родина художника, графика и скульптора Пьера Огюста Ренуара (1841—1919). С 13 лет Ренуар занимался росписью фарфора и вееров. Позднее он создавал светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты и бытовые сцены, стремясь запечатлеть на полотнах тончайшую игру цветовых оттенков.
Художник живо интересовался техникой изображения человеческого тела и умел помещать его в удивительную «светоносную атмосферу», добиваясь гармонии между предметом и средой. По меткому замечанию одного французского критика, Ренуар, «высвобождая цвет от обусловленности рисунком, создал собственный мир, где царят радость и чувственность». «Он писал с радостью... <...> изображал женщин, детей, деревья и цветы с восхитительной искренностью человека, убежденного, что природа открывается его палитре столь бесхитростно, как если бы ее испокон веков для того и сотворили, чтобы она была воссоздана художником»,— говорил о Ренуаре писатель Октав Мирбо.
Принято относить Ренуара к импрессионистам, однако было бы неправильно считать, что в эстетике этого художественного направления можно найти объяснение всем граням его удивительного таланта. По справедливому замечанию искусствоведа М. Готье, чисто физической игре света, вдохновлявшей импрессионистов, Ренуар всегда предпочитал «таинственное свечение, волнующее души куда сильнее и идущее от тех творений, в которых духовное начало по меньшей мере не уступает материальному».