В 1573 г. в Фатехпур-Сикри прибыл сам правитель Акбар. Он прожил в городе несколько лет подряд, в 1585 г. внезапно покинул город и более туда не возвращался. С той поры стены больше не видели своего величественного зодчего. Прошло 3 года, и иезуит, случайно попавший в город, нашел столицу наполовину опустевшей. Сначала вместе с Акбаром укатили в Агру, а затем в Лахор, куда переместилась столица, придворные, а затем торговцы, а вскоре и простой люд. На Востоке можно найти много мертвых городов: одни из них были разграблены чужеземными завоевателями, другие были покинуты жителями из-за стихийных бедствий. Но Фатехпур-Сикри был оставлен по доброй воле.
Акбар прожил здесь всего пятнадцать лет, однако даже памятники и другие произведения искусства времен Акбара свидетельствуют о его политике веротерпимости. При правлении Акбара местным мастерам было разрешено придавать многим зданиям черты, характерные для джайнских и индусских храмов. Индуисское влияние особенно сильно проявляется в архитектуре дворца Джорж Бай.
Наибольшее впечатление из всех архитектурных сооружений производят Буланд-Дарваза — ворота, сооруженные в честь покорения Акбаром Гуджарата.
Город, построенный Акбаром, интересен крайней оригинальностью построек, их глубинным отличием от традиционной индусской или мусульманской культуры. Построенный по строгому плану, единый по стилю, форт города с широкими естественными террасами, дворами и сгруппированными вокруг них дворцовыми павильонами из красного песчаника производит незабываемое впечатление своим расположением и оригинальными сооружениями, несмотря на относительно малые размеры дворцовых построек.
По формам и декоративным мотивам они во многом чужды эстетике ортодоксального ислама. В архитектуре Фатехпур-Сикри полнее всего воплощается сочетание древних и новых традиций, независимо от принадлежности строителей к индуизму или исламу. Это было характерно для зодчества, поощряемого Акра ром, который проводил в жизнь политику сближения ислама с индуизмом, веротерпимости, интереса к изобразительному искусству и культуре.