Оно начинается после перехода власти к представителям XVIII династии. Упрочение государственной власти вызвало необходимость установления единого, общегосударственного культа. Эту роль должен был сыграть бог Фив Амон, олицетворявший древнеегипетского Pa. В стране продолжает сохраняться политеизм, но поклонение Амону-Ра становится официальным культом. Он теперь именуется царем всех царей.
В храмах появились развертывающиеся композиции в рельефе с повторяющимися с определенным интервалом фигурами. К этому времени установились основные типы храмов: наземные, скальные и полускальные. Это привело к четкой последовательности внутрихрамовых помещений. Вход оформлялся пилонами, у стен располагались статуи фараонов и обелиски, между ними существовал узкий проход в открытый двор, окруженный колоннадами. За двором находились гипостильные залы, которые вели в святилище. От храма к Нилу шли аллеи сфинксов, которые входили как в ансамбль храмов восточного берега (берег бога) реки, так и заупокойных храмов западного (берег царя).
Луксор и Карнак — знаменитые святилища восточных Фив — являются наземными храмами. Ансамбль Карнака состоял из храма Амона, комплексов Мут и Хонсу. Начал строительство Тутмос I, построив колонный зал, который был разрушен. Тутмос III уничтожил строения, возведенные царицей Хатшепсут, узурпировавшей власть после смерти его отца, Тутмоса II. Известен «зал Анналов», возведенный фараоном, с четырехгранными столбами, украшенными изображениями лотоса и папируса — символами Верхнего и Нижнего Египта. При Аменхотепе III храм Хонсу был соединен с храмом Амона-Ра в Луксоре аллеей бараньеголовых сфинксов.
В планировке храма в Луксоре ведущая роль принадлежала колоннадам. Сдвоенные ряды колонн в виде связок папируса (открытый двор) сменяются параллельно идущими колоннами (центральный проход) с большим расстоянием друг от друга. Первые имели капители в виде бутонов, а вторые — в виде раскрытых цветков. Так были обозначены зарождение жизни и ее расцвет. Внутреннее пространство храма и его оформление приобретали разные оттенки при изменении освещения.
На западном берегу сооружались заупокойные храмы, тоже связанные с Нилом аллеей сфинксов, как бы продолжавшей алею правой стороны реки, что создавало впечатление единого комплекса. Храм царицы Хат-шепсут относится к полускальным памятникам, в котором наземные сооружения сочетаются с молельней, вырубленной в скале. Храм Аменхотепа III был полностью разрушен, от него сохранились только «колоссы Мемно-на» (тронные статуи фараона) и сфинксы. Два таких сфинкса находятся в Петербурге.
Статуарные фигуры, рассчитанные на взгляд издалека, решались обобщенно. Статуям Хатшепсут и Тутмоса III присуща некоторая иконографичность, в то же время у фараона преобладают крупные черты лица, а у царицы подчеркнута женственность. Совершенствуется техника рельефов и росписей. Во всех сценах росписей храмов и заупокойных сооружений имеются изображение лотоса, являвшегося для египтян символом добра и света, а также ежедневного рождения солнца. Техника передачи изображений усложняется: если раньше фигуры были несколько отстранены друг от друга, то в эту эпоху они объединяются в группы и даже пересекаются, повышается мастерство передачи особенностей женского тела.
Во время правления Аменхотепа III в Фивах образ Амона становится земным, теряя космические черты, а в Мемфисе с его отвлеченной доктриной, напротив, абстрагируется. Мемфис все еще играл ведущую роль как центр религиозной системы египтян, которая поддерживалась и распространялась усиливающимся жречеством. В годы правления Аменхотепа III Египет достиг апогея своего могущества, но в стране существовали силы, которые противостояли фараону — могучее жречество и класс рабовладельцев. Царь старался ограничить влияние фиванских жрецов.