Аджанта — жемчужина Западной Индии, неповторимый, единственный в своем роде памятник индийского классического искусства эпохи Гуптов — находится в штате Махараштра в 350 км от Бомбея. Город прячется от постороннего взора в диких ущельях каньона небольшой горной речки Вагхоры. Увидеть ее можно, спустившись в это ущелье по узкой тропе. Лишь тогда на крутом скальном обрыве перед Ними откроется фантастическая панорама скальных храмов, всеми тремя ярусами спускающихся в долину Декана.
Грандиозное культовое сооружение Аджанты представляет собой комплекс из 29 нарядных буддийских храмов и монастырей, сочетающих архитектуру, скульптуру и живопись наилучших образцов индийского искусства IV-VIII в. н.э.
Искусство расцвета буддийской культуры сохранилось в нетронутом веками цивилизации виде в пещерах Аджанты. Это уникальное сооружение не подверглось уничтожению в эпоху упадка буддизма и возрождения средневекового брахманизма, неистово истреблявшего любые признаки еретического религиозного течения.
Придя сюда, вы получите яркое представление об архитектуре, скульптуре и живописи раннебуддийских вихар и чайтьий, увенчанных резными ребристыми колоннами, украшенных бесчисленными фигурами Будды, бодисатв, его учеников и последователей. Галереи, кельи, святилища, гостиничные залы Аджанты искусно украшены декоративными росписями, производившимися по толстому слою гипса темперными (яичными) красками преимущественно теплых золотистых тонов. Сюжетами росписей являются не только народные сказания и легенды о Будде (джатаки), но и многообразие повседневной жизни и быта индийцев того периода, их мифология и история, быт и нравы, мир флоры и фауны, жизнь городов и деревень, народные праздники и торжества.
Шествия слонов, пестрые людские толпы на городских улицах, брахманы, аскеты и нищие, сцены из жизни царей и членов царской семьи — все это обтекает живым и мягким потоком путешественника, решившего посетить этот город. Росписи Аджанты поражают жизненно правдивым изображением не только земных образов, но и демонов, небесных дев — аспар или бодисатв. Среди шедевров Аджантских пещертуристы знакомятся с «бодисатвой Падмапани», держащим цветок лотоса, загадочной танцовщицей — апбару, «танцовщицей, склонившейся перед раджой», «умирающей принцессой». Все эти образы перекликаются с образами героинь величайшего поэта и драматурга Калидасы. Поражая зрителей своим лиризмом, пластикой и обаянием, они говорят об огромном творческом таланте древних индийских художников, создавших произведения, проникнутые глубоким гуманизмом и любовью к своей родине.
Один из выдающихся индийских писателей современности так описывал мир пещер Аджанты: «Аджанта — это пещеры, где и сейчас в глубоком мраке ночи пылает факел жизни». Художники современной Индии постоянно черпают образы и вдохновение в этом вечно живом источнике индийского искусства, уникальнейшем храмовом комплексе Индии.