Расположение упражнений в соответствии с этапами становления грамматических умений и навыков.

Вопрос о стадиальности упражнений, привлекая пристальное внимание ученых, продолжает оставаться нерешенным.

Деление упражнений на языковые и речевые, аналитические и синтетические, тренировочные и коммуникативные, подготовительные и речевые, которое в большинстве случаев отражало одну и ту же сущность, явилось определенной вехой в развитии проблемы упражнений и сыграло положительную роль. Последнее мы усматриваем в том, что речевые упражнения были поставлены в ряд с подготовительными и им отводилось важное место в работе над лексикой и грамматикой. Однако выделение двух типов упражнений не отражает этапов становления грамматических умений и навыков. Внутри названных типов дальнейшая градуировка упражнений разработана недостаточно. Мы можем с уверенностью говорить лишь о постепенном нарастании трудностей. Оно выражается в том, что подготовительные упражнения предшествуют речевым; упражнения располагаются по принципу устранения опорных звеньев; одноструктурные упражнения (грамматическое явление изолировано) выполняются раньше, чем многоструктурные (грамматические явления в комплексе).

Развитие грамматических навыков основано в первую очередь на аналогии и осуществляется в результате многократных повторений.

Грамматические упражнения для развития активных грамматических навыков целесообразно разбить на группы, расположив их в порядке нарастания трудностей.

I группа — упражнения в воспроизведении грамматических структур по образцам.

II группа — упражнения в видоизменении грамматических структур.

III группа — упражнения в комбинирований грамматических структур.

Примеры упражнений по группам:

I группа

1. Ответьте на вопросы утвердительно.

2. Замените выделенное слово по образцу.

3. Составьте предложения по подстановочной таблице.

4. Подтвердите, что это на самом деле так.

Упражнения этого типа способствуют созданию звуковых и моторных ассоциаций новых форм со значением.

II группа

К этой группе относятся упражнения в парафразе, в расширении, дополнении и сокращении предложений.

1. Перестройте предложение по образцу.

Ich will dieses Museum besuchen. Ich habe dieses Museum schon besucht.

2. Выразите ту же мысль иначе.

Irma mchte alle Museen in Moskau besichtigen. Irma hat den Wunsch, alle Museen in Moskau zu besichtigen.

3. Дополните предложения.

4. Ответьте на вопросы. Употребите в ответе придаточное предложение времени с союзом sobald.

Упражнения этого типа развивают умение видоизменять структуру и способствуют быстроте реакции.

III группа

Упражнения в комбинировании грамматических структур носят преимущественно коммуникативный и ситуативный характер.

1. Подготовьтесь к беседе. Подумайте, что вы можете рассказать товарищам о летних каникулах, и задайте им вопросы по этой теме (перфект).

2. Представьте себе, что вы получили новую квартиру. Какую мебель вы ставите в комнаты, что вы вешаете на стенах? (Склонение существительных и употребление артикля).

3. Расскажите, что вы делаете в выходной день: когда нет уроков; когда много заданий к следующему дню. (Придаточные предложения обстоятельства времени).

4. Употребите в ситуации: Der Plan wurde erfllt. Der Plan war erfllt. (Пассивные конструкции).

5. Перескажите текст, употребив при этом определенную грамматическую форму (определения, сослагательное наклонение, повелительную форму и т.д.).

6. Составьте инсценировку по тексту.

7. Употребите следующие пословицы в подходящей ситуации: Hunger ist der beste Koch. bung macht den Meister.

На всех этапах тренировки параллельно проводятся рецептивные упражнения, которые располагаются в порядке нарастания трудностей: от изолированных предложений к связным текстам.

Н. Соколова

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard